КУРАТОРСКИЕ СТРАТЕГИИ В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ. ОПЫТ АРТ-ЦЕНТРА «ПУШКИНСКАЯ-10»

  • Анастасия Владимировна Пацей Музей нонконформистского искусства
Ключевые слова: нонконформизм; Пушкинская-10; кураторство; самоорганизация; ленинградский андеграунд; галерея; музей; выставки; современное искусство

Аннотация

Арт-центр «Пушкинская-10» — одна из важнейших точек на карте ленинградского и петербургского искусства. Основанный неофициальными художниками в 1989 г., он прошел путь от андеграундного сквота до культурного центра международного уровня. Уникальная история и внутреннее устройство способствовали формированию в стенах арт-центра среды, благоприятной для развития новых кураторских практик и экспериментальных подходов к организации выставок и событий. В разные периоды здесь действовали независимые галереи («Галерея 10-10», «Галерея 103»), некоторые из которых достигли уровня концептуальных культурных проектов («Галерея 21», “Navicula Artis”), музейные и протомузейные площадки («Галерея ФОТОimage», «Музей Новой Академии Изящных Искусств»), авторские галереи («Галерея им. Сальвадора Дали», «Мост через Стикс»), проекты художников-кураторов («Арт-Полигон», «Мобильный арт-проект “Парник”», галерея «Дверь», «Музей канцелярской кнопки»), площадки с фокусом на новые имена («Галерея 2,04», “Lampa Studio”) и пространства для представления современного искусства во всем его многообразии (галереи «Арт-Лига», «Мастерская Полковника»). В 1998 г. на базе «Пушкинской-10» открылся первый в мире Музей нонконформистского искусства, обозначив новый этап в развитии арт-центра. В кураторской стратегии музея работа по изучению и представлению неофициального искусства советского периода сочетается с выставками, отражающими важнейшие тенденции в отечественном и зарубежном современном искусстве, и экспериментальными проектами, переосмысляющими роль и формат музея как такового. В данной статье на примере отдельных галерей, художественных проектов и музейных инициатив приводится обзор различных стратегий кураторской работы в арт-центре «Пушкинская-10».

Биография автора

Анастасия Владимировна Пацей, Музей нонконформистского искусства

искусствовед, директор

Литература

Andreeva E. Iu. Timur. “Vrat' tol'ko pravdu!” (Timur. To Lie Only the Truth!). Saint Petersburg, Amfora Publ., 2007. 527 p. (in Russian).

Andreeva E. Iu. Ugol nesootvetstviia: shkoly nonkonformizma Moskva-Leningrad. 1946–1991 (The Angle of Discrepancy: Schools of Nonconformism Moscow-Leningrad. 1946–1991). Moscow, Iskusstvo XXI vek Publ., 2012. 461 p. (in Russian).

Art ground. Saint Petersburg. Encyclopedia. Available at: http://www.encspb.ru/object/2804729266?lc=ru (accessed: 26.11.2019)

Borovskii A. D. Neformaly: mezhdu proshlym i budushchhim (The Informals: between Past and Future). Iskusstvo Leningrada (Art of Leningrad), 1989, no. 3, pp. 39–47. (in Russian)

Borovskii A. D. Siluety sovremennykh khudozhnikov. (The Silhouettes of Contemporary Artists). Saint Petersburg, Izdatel’stvo Ivana Limbaha Publ., 2003. 376 p. (in Russian)

Bourriaud N. Relational Aesthetics. Dijon, Les Presse Du Reel Publ., 1998. 125 p. (in French)

Degot' E. Iu. Russkoe iskusstvo 20 veka (Russian Art of the 20th Century). Moscow, Trilistnik Publ., 2002. 224 p. (in Russian)

Dodge N. T.; Rosenfeld A.; Voorhees J. Art of the Baltics: The Struggle for Freedom of Artistic Expression Under the Soviets. New Brunswick, Rutgers University Press Publ., 2001. 476 p.

Drugaia stolitsa. Sovremennoe iskusstvo Sankt-Peterburga segodnia: katalog vystavki / Muzei Moskvy; Gosudarstvennyi tsentr sovremennogo iskusstva, Severo-Zapadnyi filial; Galereia Anna Nova (The Other Capital. Contemporary Saint Petersburg’s Art Today: Exhibition Catalogue. Museum of Moscow; National Center of Contemporary Art, North-West branch; Anna Nova Gallery). Saint Petersburg, Gosudarstvennyi tsentr sovremennogo iskusstva Publ., 2014. 240 p. (in Russian)

Hazard B. J. Off Nevsky Prospekt: Life Among Leningrad’s Unofficial Artists. Virginia, Open Books Publ., 1993. 186 p.

Khlobystin A. (ed.) Interkontakty. Iz istorii mezhdunarodnykh khudozhestvennykh sviazei Leningrada / Peterburga poslednei chetverti 20 stoletiia (Intercontacts. From the History of Art Contacts of Leningrad/Petersburg of the Last Quarter of the 20th Century). Saint Petersburg, The State Russian Museum Publ., 2000. 72 p. (in Russian)

Khlobystin A. L. Shizorevoliutsiia. Ocherki peterburgskoi kul'tury vtoroi poloviny 20 veka (Shizo-revolution. Essays on Saint Petersburg’s Culture of the Second Half of the 20th Century). Saint Petersburg, Borey Art Center Publ., 2017. 504 p. (in Russian)

Koval'skii S. V.; Orlov E. M.; Rybakov Iu. A. (eds.). Art-tsentr “Pushkinskaia-10” — Paralleloshar. 1989–2009 gg. (Pushkinskaia-10 Art Center — the Parallelosphere. 1989–2009) Saint Petersburg, DEAN Publ., 2010. 800 p. (in Russian)

Koval'skii S. V.; Kucher L.; Orlov E. M.; Patsey A. V.; Rybakov Iu. A. (eds.). Muzei nonkonformistskogo iskusstva: katalog kollektsii (Museum of Nonconformist Art: Catalogue of the Collection). In 3 volumes. Saint Petersburg, DEAN Publ., 2018. (in Russian)

Koval'skii S. V.; Orlov E. M.; Rybakov Iu. A. (eds.). Ot Leningrada k Sankt-Peterburgu. TEII. “Neoficial'noe” iskusstvo 1981–1991 godov (From Leningrad to Saint Petersburg. Experimental Arts Partnership. “Unofficial” Art in 1981–1991). Saint Petersburg, The Museum of Nonconformist Art Publ., 2007. 648 p. (in Russian)

Matveeva A. Places of Power of the Unofficial Art of Leningrad-Saint Petersburg. Part 3. The Friends’ Club of the Electrician Karabutov. Artguide. Available at: http://artguide.com/posts/896?page=56 (accessed: 25.11.2019) (in Russian)

Mazin V. A., Turkina O. V. Timur. Khudozhestvennyi zhurnal (Art Magazine), 2002, no. 45, pp. 24 –28. (in Russian)

Obrist H. U.; Raza A. Ways of Curating. New York, Farrar, Straus and Giroux Publ., 2014. 183 p.

Patsey A. V. Vadim Voinov. Ob’ekt 222: noveishaia istoriia Rossii (Object 222: The Modern History of Russia). Aktual’nye problemy teorii i istorii iskusstva (Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of Articles). Vol. 8. Saint Petersburg, St. Petersburg University Press Publ., 2018, pp. 449–455. DOI: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-4-43 (in Russian)

Shekhter T. E. Neofitsial'noe iskusstvo Peterburga (Leningrada) kak iavlenie kul'tury vtoroi poloviny 20 veka (Saint Petersburg (Leningrad) Unofficial Art as a Cultural Phenomenon of the Second Half of the 20th Century). Saint Petersburg, Saint Petersburg State Institute of Technology Publ., 1995. 137 p. (in Russian)

Tolstova A. I korabl’ ne tonet. Galereia Navicula Artis na gastroliakh v Moskve (And the Ship doesn’t Sink. Navicula Artis Gallery on Tour in Moscow). Kommersant (Commersant), 2013, no. 16, p. 11. (in Russian)

Val'ran V. N. Leningradskii andegraund. Zhivopis', fotografiia, rok-muzyka. (Leningrad’s Underground Art. Painting, Photography, Rock Music). Saint Petersburg, Izdatel’stvo imeni N. I. Novikova Publ., 2003. 80 p. (in Russian)

Voinov V. S. Most cherez Stiks. Avtorskaia galereia. Funktsiokollazhi Vadima Voinova (The Bridge over Styx. Functiocollages by Vadim Voinov). Saint Petersburg, DEAN Publ., 1994. 232 p. (in Russian)

Voinov V. S.; Karasik I. N. (ed.). Vadim Voinov. Fabula predmeta (Vadim Voinov. The Plot of the Object). Saint Petersburg, DEAN Publ., 2008. 303 p. (in Russian)

Опубликован
2020-02-13
Раздел
КУРАТОРСКИЕ ПРАКТИКИ