РАБОТА СУПРЕМАТИСТОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ ФАРФОРОВОМ ЗАВОДЕ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И КОНЦЕПЦИИ

  • Татьяна Васильевна Кумзерова Государственный Эрмитаж
Ключевые слова: супрематизм; русский авангард; искусство 1920-х – 1930-х гг.; фарфор; Государственный фарфоровый завод; композиция; роспись; К. С. Малевич; Н. М. Суетин; И. Г. Чашник.

Аннотация

Супрематизм как одно из значительных направлений в искусстве начала XX в. оказал серьезное влияние на архитектуру и развитие художественной промышленности в России: мебель, текстиль, фарфор. В статье рассматриваются вопросы появления художников-супрематистов на Государственном фарфоровом заводе; приводится документ, рекомендательное письмо И. С. Школьника, на основании которого в декабре 1922 г. Н. М. Суетин пришел работать на завод. На основании архивных данных называются даты официального зачисления супрематистов, Н. М. Суетина и И. Г. Чашника, в штат завода; дается краткий анализ их работы с фарфором, а также указываются знаки и надписи, которые ставились ими на оборотных сторонах изделий. Формы и композиции Н. М. Суетина отличаются гармонией и совершенством пропорций, а работы И. Г. Чашника — энергией цвета и эмоциональной выразительностью. Вопрос о работе Малевича, обратившегося к фарфору позже своих учеников, связан с появлением главного предмета супрематического формообразования — чайника, а также двух получашек. Инициатором привлечения художника-супрематиста к работе с фарфором был Н. Н. Пунин, назначенный на пост художественного руководителя с 1 мая 1923 г. и искавший новые пути развития искусства фарфора. Помимо работы с формами, другим направлением стало использование рисунков Малевича для воспроизведения их на фарфоре художниками-копиистами. На рубеже десятилетий в эволюции росписи на фарфоре нашли отражение общие процессы развития супрематизма как художественного течения. В творчестве Суетина в конце 1920-х гг. появляются «метафизические», условно-знаковые фигуративные образы; в то же время художник продолжает и линию беспредметного геометризма. Работа супрематистов сыграла большую роль для утверждения в фарфоре новых форм, чистоты цвета и композиции. Существенная роль в этом принадлежит Николаю Суетину, который в 1932 г., став художественным руководителем завода, более двух десятилетий был наставником и учителем молодых художников и последовательно проводил принципы супрематизма в искусство фарфора. Супрематизм и школа Суетина определили облик ленинградского фарфора на последующие десятилетия.

 

Биография автора

Татьяна Васильевна Кумзерова, Государственный Эрмитаж

старший научный сотрудник, хранитель

Литература

Alekseev B. I. Suetin — vospitatel’ khudozhnikov (Suetin — a Mentor of the Artists). Dekorativnoe iskusstvo SSSR (Decorative Art of the USSR), 1964, no. 11, pp. 19–23. (in Russian)

Andreeva L. V. Sovetskii farfor. 1920–1930 gody (Soviet Porcelain. 1920s – 1930s). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1975. 339 p. (in Russian)

Goriacheva T. V. “…Nas budet troe…”. Kazimir Malevich. Il'ia Chashnik. Nikolai Suetin. Zhivopis’ i grafika iz kollektsii Sepherot Foundation (Likhtenshtein) (“…There will be three of us…”. Kazimir Malevich. Ilya Chashnik. Nikolai Suetin. Paintings and Drawings from the Collection of the Sepherot Foundation (Liechtenstein)). Moscow, Art Bridzh Publ., 2012. 184 p. (in Russian)

Goriacheva T. V. Nikolai Suetin. Moscow, Fond “Russkii avangard” Publ., 2010. 192 p. (in Russian)

Ivanova A. V. (ed.). “V sodruzhestve iskusstv”. K 275-letiiu Imperatorskogo farforovogo zavoda: katalog vystavki (“In the Community of Arts”. To the 275th Anniversary of the Imperial Porcelain Factory: Exhibition Catalog). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2019. (in Russian)

Karasik I. N. (ed.). V kruge Malevicha: Soratniki: Ucheniki: Posledovateli v Rossii 1920–1950-kh. Gosudarstvennyi Russkii muzei. Katalog vystavki (In the circle of Malevich: Companions: Pupils: Followers in Russia of the 1920s–1950s. The State Russian Museum. Exhibition Catalog). Saint Petersburg, Palace editions Publ., 2000. 359 p. (in Russian)

Khan-Magomedov S. O. Pionery sovetskogo dizaina (Pioneers of Soviet Design). Moscow, Galart Publ., 1995. 425 p. (in Russian)

Klemp K.; Veber K. (ed.). FRAGILE. Die Tafel der Zaren und das Porzellan der Revolutionare. Franfurkt am Main, Museum fur Angewandte Publ., 2008. 416 p. (in German and Russian)

Kudriavtseva T. V.; Kumzerova T. V. and others. Vokrug kvadrata: katalog vystavki (Around the Square: Exhibition Catalog). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2005. 159 p. (in Russian)

Rakitin V. I. Il’ia Chashnik: Khudozhnik novogo vremeni (Ilya Chashnik: an Artist of the Modern Period). Saint Petersburg, Palace editions Publ., 2000. 157 p. (in Russian)

Rakitin V. I. Nikolai Mikhailovich Suetin. Saint Petersburg, Palace editions Publ., 1998. 225 p. (in Russian)

Russisches Porzellan im Umbruch 1895–1935 aus Leningrader Museen und Schloβ Peterhof dem Museum für Angewandte Kunst Kőln und dem Badischen Landesmuseum Karlsruhe: Katalog. Karlsruhe, Braus Publ., 1991. 125 S. (in German)

Sarab’ianov A. D. (ed.). Entsiklopediia russkogo avangarda (Encyclopedia of Russian Avant-garde). Vol. 2. Moscow, Global Ekspert end Servis Tim Publ., 2013. 724 p. (in Russian)

Shatskikh A. S. Sepherot Foundation (Liechtenshtein). Nikolai Suetin. Catalog of the Collection. Vaduz, 2012. 164 p. (in Russian)

Shatskikh A. S. Vitebsk. Zhizn' iskusstva 1917–1922 (Vitebsk. Life of Art 1917–1922). Moscow, Iazyki russkoi kul'tury Publ., 2001. 258 p. (in Russian)

Tikhomirova M. A. Anna Aleksandrovna Leporskaia. Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1979. 112 p. (in Russian)

Tolstoi V. P. (ed.). Sovetskoe dekorativnoe iskusstvo. Farfor. Faians. Steklo. Materialy i dokumenty. 1917–1932 (Soviet Decorative Art. Porcelain. Faience. Glass. Materials and Documents. 1917–1932). Moscow, Iskusstvo Publ., 1980. 339 p. (in Russian)

Опубликован
2020-02-12
Раздел
ИСКУССТВО XX В.