БАЛЕТ «СЕДАЯ ДЕВУШКА» В ФАРФОРОВОЙ ПЛАСТИКЕ КИТАЯ

  • Цзыянь Лун Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Ключевые слова: балет «Седая девушка»; пластические искусства; балет в фарфоровой пластике; китайский балет; «культурная революция»; синтез искусств; образы балета.

Аннотация

В статье описывается пластическое воплощение образов балета «Седая девушка» времен «культурной революции». Исследование фарфоровой пластики этого периода дает представление об искусстве нового Китая, его основных чертах и особенностях, продиктованных в большей мере историко-политической обстановкой (также охарактеризованной в статье). Являясь сценическим воплощением борьбы угнетенных классов с эксплуататорами, балет «Седая девушка» одновременно вобрал в себя и древнюю китайскую мифологию, и черты агитационных плакатов своего времени. Образы балета, воссозданные в фарфоре, уступали в изяществе предметам искусства древней китайской традиции, но сохранили посыл движения и развития. В исследовании было выделено четыре пластических образа балета, где героиня (Сиер) изображается либо одна, либо в паре с женихом (Ван Дачунь) или отцом: 1) героическая поза, 2) поза Сиэр, взмывающей ввысь, 3) героиня и ее жених устремленные в будущее (смотрящие в одну сторону), 4) героиня и отец (идиллические сцены). Выделенные образы типичны не только для фарфоровой пластики, но и для сценического воплощения балета.

Биография автора

Цзыянь Лун, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

аспирант

Литература

Kitai. Farfor. “Kul'turnaia revoliutsiia” v Muzee sovremennoi istorii Rossii (“Cultural Revolution” in the Museum of Contemporary History of Russia). Novosti muzeev (Museum News). Available at: http://www.museum.ru/N32563 (accessed: 25.04.2019). (in Russian)

Kul'turnaia revoliutsiia: ehpicheskie fotografii kitaiskoi kommunisticheskoi opery (Cultural Revolution: Epic Photos of Chinese Communist Opera). Ehlektronnyi zhurnal “Kul'turologiia. RF” (Electronic journal “Cultural Studies. RF”). Available at: https://kulturologia.ru/blogs/110415/24047/ (accessed: 25.04.2019). (in Russian)

Pal’veleva L. Khudozhniki “kul'turnoi revoliutsii”. Kitaiskii farfor marshiruet (The Artists of the “Cultural Revolution”. Chinese Porcelain Marching). Ehlektronnoe izdanie “Radio Svoboda” ot 16 Noiabria 2007 (Electronic publication “Radio Liberty” from November 16, 2007). Available at: https://www.svoboda.org/a/421540.html (accessed: 25.04.2019). (in Russian)

Sungatova E. Misteriia Mao. Farfor. Kitai. Kul’turnaia revoliutsiia (Mystery Mao. Porcelain. China. Cultural Revolution). Art16.ru — Kul’tura i Iskusstvo v Tatarstane. Aprel’, 2010 (Culture and Art in Tatarstan. April 2010). Available at: http://art16.ru/reportage/2010/04/20/misteriya-mao-farfor-kitay-kulturnaya-revolyuciya (accessed: 25.04.2019). (in Russian)

Zhang Lizhen. “Sedaia devushka” — pervaia kitaiskaia natsional’naia opera (“The White-Haired Girl” — the First Chinese National Opera). Izvestiia RGPU imeni A. I. Gertsena (The Herzen State Pedagogical University of Russia Bulletin), 2008, vol. 80, pp. 361–365. (in Russian)

Yang Jie. The History of the Ballet “White Hair Girl”. Shanghai, Shanghai Music Publishing House, 2010. (in Chinese)

Chun Yu. White Hair Girl. Chinese Film Business Card Appreciation Dictionary, 1995. (in Chinese)

Опубликован
2019-10-29