ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ «АДАМА» МИКЕЛАНДЖЕЛО. ОБ ОДНОЙ ПЛАСТИЧЕСКОЙ МЕТАФОРЕ КАРАВАДЖО И РОДЕНА

  • Александр Георгиевич Сечин Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Ключевые слова: «Сотворение Адама» Микеланджело; «Мученичество апостола Матфея» Караваджо; «Три тени» Огюста Родена; поворотная симметрия; визуальная риторика; визуальная метафора.

Аннотация

Статья впервые обращает внимание на совпадение двух известных художественных образов: убийцы евангелиста в алтарной картине «Мученичество апостола Матфея» Караваджо (капелла Контарелли церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме) и «Трех теней», увенчивающих грандиозный проект Огюста Родена — «Врата ада». Мотив изломанно склоненной фигуры родился у Родена в ходе работы над скульптурой «Адам», замысел которой тесно связан с его желанием открыть для себя «секрет Микеланджело»: в основу роденовского образа оказался положен Адам со знаменитой фрески «Сотворение Адама» (потолок Сикстинской капеллы, Ватикан). С другой стороны, итальянский художник и историк искусства Р. Папа недавно заметил иконографическую близость образа палача апостола Матфея с тем же Адамом Микеланджело Буонарроти. В обоих случаях новое изображение было получено путем поворота фигуры микеланджеловского Адама на девяносто градусов по часовой стрелке. Впоследствии Роден усложнил эту поворотную симметрию, дважды клонировав фигуру своего несчастного вокруг предполагаемого центра, который находится внутри пространства, создаваемого телами «Трех теней». Автор рассматривает оба изображения как визуальные метафоры, в основе которых лежит принцип поворотной симметрии. Использовав один и тот же прием визуальной риторики (геометрии), итальянский живописец и французский скульптор благодаря индивидуальному стилю каждого и различию поставленных ими художественных задач смогли создать собственные изводы образа глубоко трагического звучания.

Биография автора

Александр Георгиевич Сечин, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кандидат искусствоведения, доцент

Литература

Belousova N. (ed.). Mikelandzhelo da Karavadzho: Dokumenty. Vospominaniia sovremennikov (Michelangelo da Caravaggio. Documents. Memoirs of Contemporaries). Moscow, Iskusstvo Publ., 1975. 118 p. (in Russian)

Cladel J. Rodin: Sa vie glorieuse et inconnue. Paris, Bernard Grasset Publ., 1936. 438 p. (in French)

Dante Alighieri. Bozhestvennaia komediia (Divine Comedy). Moscow, Nauka Publ., 1968. 628 p. (in Russian)

Elsen A. E. The Gates of Hell by Auguste Rodin. Stanford, Stanford University Press Publ., 1985. 257 p.

Friedlaender W. Caravaggio Studies. New York, Schocken Books Publ., 1969. 321 p.

Hibbard H. Caravaggio: Life and Work. London, Thames and Hudson Publ., 1983. 404 p.

Homer. Iliada (Iliad). Leningrad, Nauka Publ., 1990. 572 p. (in Russian)

Kozlova S. I. Vrata Ada: Roden, Dante, Giberti i literaturnost’ zamysla (Gates of Hell: Rodin, Dante, Ghiberti and the Literary Nature of the Plan). Iskusstvo Evrazii (The Art of Eurasia), 2018, no. 3(10), pp. 104–115. (in Russian)

Mauclair C. Auguste Rodin: The Man — His Ideas — His Works. London, Duckworth Publ., 1905. 147 p.

Papa R. Caravaggio and the Christian System of Art. Abstract [of the conference presentation]: New Caravaggio International Conference. Uppsala — Roma, 11–17.04.2013. Rodolfo Papa [blog]. Available at: http://rodolfopapa.blogspot.com/2013/04/new-caravaggio-international-conference.html (accessed: 31.07.2019)

Papa R. Karavadzho. Sokrovishchnica mirovyh shedevrov (Caravaggio. Treasury of World Masterpieces). Kharkov; Belgorod, Knizhnyi klub “Klub semejnogo dosuga” Publ., 2011. 160 p. (in Russian)

Puglisi C. Caravaggio. London; New York, Phaidon Publ., 1998. 448 p.

Rosen V. von. Caravaggio und die Grenzen des Darstellbaren: Ambiguität, Ironie und Performativität in der Malerei um 1600. Berlin, Akademie Publ., 2011. 326 p. (in German)

Shiller F. Sobranie sochinenii (Collected Works). In 7 volumes. Vol. 6. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury Publ., 1957, pp. 385–477. (in Russian)

Shmidt I. (ed.). Roden: Sbornik statei o tvorchestve (Rodin: Articles about Work). Moscow, Izdatel’stvo inostrannoi literatury Publ., 1960. 124 p. (in Russian)

Spike J. T. Caravaggio: Life and Work. New York; London, Abbeville Press Publ., 2001. 272 p.

Unglaub J. Caravaggio and the “Truth in Painting”. Caravaggio: Reflections and Refractions. Farnham Sy; Burlington, VT, Ashgate Publ., 2014, pp. 149–175.

Vergilii P. M. Bukoliki. Georgiki. Eneida (Bucolics. Georgics. Aeneid). Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ., 1971. 448 p. (in Russian)

Опубликован
2019-10-29