ЗАКОН ЕДИНЕНИЯ ВРЕМЕН И ТРАДИЦИЙ В ИСКУССТВЕ АРИСТИДА МАЙОЛЯ

  • Ирина Александровна Решетник СПб ГАИЖСА им. И. Е. Репина при Российской академии художеств
Ключевые слова: Аристид Майоль; Поликлет; скульптура; античность; традиция; синтез.

Аннотация

Статья посвящена творчеству Аристида Майоля (1861–1944) — выдающегося мастера XX в., стоящего у истоков современной скульптуры. Обратившись к идеям античности в качестве эстетического ориентира, настоящему художнику удалось сказать при этом собственное, свойственное только ему как мастеру слово, ставшее символом вечного единения эпох и культур. Вместе с тем неоспорима и многогранна значимость творчества Майоля для искусства XX в. Однако огромная роль Аристида Майоля как современного художника не получила достаточного освещения в отечественной литературе. Рассматривая органичную связь его пластического видения с эстетической основой античности, автор идет по пути выявления особенностей художественной системы и достижений скульптора, которые характеризуют самобытность, универсальность и современное звучание созданных им образов. При этом исследуются также приемы, с помощью которых ваятель решает поставленные им художественные задачи. Осуществляя анализ творческой концепции Майоля с позиций пластических ценностей XX в., автор акцентирует внимание на том, каким образом, синтезируя предшествующее художественное развитие, Майоль намечает тенденции дальнейших поисков, предвосхищает искания своих современников и скульпторов следующих поколений. 

Биография автора

Ирина Александровна Решетник, СПб ГАИЖСА им. И. Е. Репина при Российской академии художеств

кандидат юридических наук, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения

Литература

Alpatov M. Maiol’ (Maillol). Ehtiudy po istorii zapadnoevropeiskogo iskusstva (Studies on the History of Western European Art). Moscow, Izdatelstvo Aademii khudozhestv SSSR Publ., 1963, pp. 381–387. (in Russian)

Apchinskaia N.V. Aristid Maiol’ i frantsuzskaia realisticheskaia skul’ptura kontsa 19 – pervoi poloviny 20 veka (Aristide Maillol and French Realistic Sculpture of the Late 19th – the First Half of the 20th Century) : Ph. D. Thesis. Leningrad, 1974. 188 p. (in Russian)

Camo P. Aristide Maillol. Paris, Librairie Gallimard Publ., 1926. 63 p. (in French)

Cladel J. Aristide Maillol. Sa vie, son œuvre, ses idées. Paris, Éditions Bernard Grasset Publ., 1937. 186 p. (in French)

Clair J.; Susanna A.; Catllar B.; Teeuwisse J. Maillol. Tielt, Lannoo Publ., 2012. 176 p. (in French and Dutch)

Denis M. A. Maillol. Paris, G. Crès & Cie Publ., 1925. 87 p. (in French)

Duby G.; Daval J.-L. (ed.). Sculpture. From Antiquity to the Present Day. Cologne, Taschen Publ., 2006. 1149 p.

Frère H. Besedy s Maiolem (Conversations with Maillol). Leningrad, Iskusstvo Publ., 1982. 192 p. (in Russian)

Frère H. Conversations de Maillol. Paris-Céret, Somogy éditions d’art, Musée d’Art moderne de Céret Publ., 2016. 355 p. (in French)

Fuerstein С. (ed.). Aristide Maillol: 1861–1944. Exhibition Catalogue. New York, The Solomon R. Guggenheim Foundation Publ., 1975. 140 p.

George H. The Elements of Sculpture. A Viewer’s Guide. London, Phaidon Press Limited Publ., 2014. 192 p.

German M. Modernizm. Iskusstvo pervoi poloviny 20 veka (Modernism. Art of the First Half of the 20th Century). Saint Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2008. 480 p. (in Russian)

Hobhouse J. Reverence and Eroticism. Art News, 1976, March, pp. 36–38.

Kononova A. (ed.). Aleksandr Matveev i ego shkola (Aleksandr Matveev and His School). Almanac. Issue 84. Saint Petersburg, Palace Editions Publ., 2005. 228 p. (in Russian)

Levinson A. A. T. Matveev. Apollon (Apollo), 1913, no. 8, pp. 5–15. (in Russian)

Lorquin B. Aristide Maillol. Paris, Skira, Fondation Dina Vierny — Musée Maillol Publ., 2002. 202 p.

Mácza J. L.; Iavorskaia N.V. (ed.). Mastera iskusstva ob iskusstve (Masters of Art about Art). In 7 volumes. Vol. 5, Book 1. Moscow, Iskusstvo Publ., 1969. 448 p. (in Russian)

Mirbeau O. Aristide Maillol. Paris, Société des Dilettantes Publ., 1921. 100 p. (in French)

Nedovich D. S. Poliklet (Polykleitos). Moscow-Leningrad, Iskusstvo Publ., 1939. 108 p. (in Russian)

Oublier Rodin? La Sculpture à Paris, 1905–1914. Paris, Hazan Publ., 2009. 327 p. (in French)

Pliny the Elder. Estestvoznanie. Ob iskusstve (Natural Science. About Art). Moscow, Ladomir Publ., 1994. 941 p. (in Russian)

Read H. Modern Sculpture. A Concise History. London, Thames & Hudson Publ., 2007. 310 p.

Rewald J. Maillol. Paris, Hypérion Publ., 1939. 168 p. (in French)

Romm A.G. Sovremennaia skul'ptura Zapada (Modern Sculpture of the West). Moscow, Izogiz Publ., 1937. 199 p. (in Russian)

Опубликован
2019-10-29