ГАВРИИЛ VS GABRIEL: ДВЕ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА ГЛИКМАНА

  • Ирина Геннадьевна Мамонова Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: Гавриил Гликман; ленинградское искусство; скульптор; живописец; соцреализм; экспрессионизм; портрет; портрет М. П. Мусоргского; портрет Д. Д. Шостаковича; портрет Е. А. Мравинского; реквием.

Аннотация

Статья посвящена Гавриилу Гликману (1913–2003), официально признанному скульптору-соцреалисту и неофициальному живописцу-«экспрессионисту»:  до эмиграции в 1980 г. обе линии существовали в творчестве художника параллельно.  Его живописи посвящено немало статей, но скорее журналистских, а не искусствоведческих, их восторженная риторика во многом предопределена биографией и самой личностью Гликмана, именами портретируемых. Аналитического исследования ни скульптуры, ни живописи художника до сих пор не предпринималось. Данная статья отчасти компенсирует этот пробел. Автор, опираясь на архивные документы, текст воспоминаний Г. Гликмана, сравнительный анализ некоторых произведений, ставит цель рассмотреть его творчество как единый феномен. В задачи статьи входит проследить  разнообразные, неочевидные связи между соцреалистической скульптурой и «экспрессионистской»  живописью Гликмана, охарактеризовать особенности его метода, указать предполагаемые  источники возникновения отдельных работ.  Это приводит к выводам об относительности полярных критериев, основанных на взаимоотношениях художника с социумом, в современном представлении о российском искусстве второй половины ХХ в., о необходимости глубоких исследований частных случаев  художественного процесса этого времени.  

Биография автора

Ирина Геннадьевна Мамонова, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент

Литература

Akhmatova A. Rekviem. 1935–1940. Tovarishchestvo zarubezhnyh pisatelei, 1969 (Requiem. 1935–1940. The Fellowship of Foreign Writers, 1969). Available at: https://imwerden.de/pdf/akhmatova_requiem.pdf (accessed 03.01.2019). (in Russian)

Brodsky J. V teni Dante (In Dante’s Shadow). Saint Petersburg, Azbuka Publ., 2012. 287 p. (in Russian)

Florenskii P. Ikonostas (Iconostasis). Filosofiia russkogo religioznogo iskusstva 16–20 vv. Antologiia (Philosophy of Russian Religious Art of the 16th – 20th Centuries. Anthology). Moscow, Progress, Kul'tura Publ., 1993, pp. 265–280. (in Russian)

Glikman G. Ia zhivu, potomu chto ia vizhu (I Live because I See). Saratov, Orion Publ., 2011. 334 p. (in Russian)

Nietzsche F. Rozhdenie tragedii iz dukha muzyki. Predislovie k Rikhardu Vagneru (The Birth of Tragedy from the Spirit of Music. Introduction to R. Wagner). Collection of works. In 2 vol. Vol 1. Moscow, Mysl' Publ., pp. 57–157. (in Russian)

Опубликован
2019-05-25