«СЛОВО И ДЕЛО» АЛЕКСАНДРЫ ИОСИФОВНЫ УТКИНОЙ: АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ НАИВНОЙ ХУДОЖНИЦЫ

  • Анастасия Владимировна Печерских Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн»
Ключевые слова: наивное искусство; аудиовизуальный нарратив; визуальный нарратив, сюжетный анализ; сюжет; тема; междисциплинарные исследования.

Аннотация

Статья посвящена исследованию творчества екатеринбургской наивной художницы Александры Иосифовны Уткиной как аудиовизуального нарратива, где изображение и сопровождающий его авторский литературный комментарий существуют в едином, неотделимом друг от друга художественном пространстве. Литературный комментарий А. И. Уткиной включает устный автобиографический рассказ, а также авторскую поэзию. Он содержит различные подробности, смыслы и значения, которые, чаще всего, находятся за границей зрительского восприятия наивного искусства. Анализ междисциплинарных теорий, посвященных проблематике взаимодействия слова и изображения в искусстве, показал, что в качестве инструмента исследования аудиовизуального пространства творчества А. И. Уткиной предпочтительно использовать нарративный анализ. Этот метод соответствует специфике ее художественных изображений, имеющих нарративную природу. Он позволяет изучать наивное творчество А. И. Уткиной как текст, вскрыть структуру «слова», провести сюжетный анализ, который неразрывно связан с сюжетной логикой ее станковых произведений. Анализируя творчество А. И. Уткиной как аудиовизуальное нарративное пространство, автор статьи делает вывод, что литературный комментарий художницы существует как осмысленная структура, имеющая свою внутреннюю логику, фабулу и сюжет, применимые к ее станковому искусству в целом. Также, наивное искусство, объединенное единой внутренней логикой, осуществляет и терапевтическую функцию: художница не только актуализирует время своей личной истории, но и переводит ее в новый, осознанный заново, пласт личного бытия.

Биография автора

Анастасия Владимировна Печерских, Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн»

старший научный сотрудник

Литература

Bakhtin, M. M. (1990) Tvorchestvo Fransua Rable. Narodnaia kul’tura srednevekov’ia i Renessansa [Creativity of Francois Rabelais. Folk Culture of the Middle Ages and Renaissance]. Moscow: Fiction Publ. (in Russian)

Bartes, R. (2008) Mifologii [Mythology]. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (in Russian)

Bobrinskaia, E. (2006) Russkii avangard: Granitsy iskusstva [Russian Avant-Garde: the Boundaries of Art]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (in Russian)

Bogdanov, K. A. (2001) Povsednevnost’ i mifologiia: issledovaniia po semiotike fol’klornoi deistvitel’nosti [Everyday Life and Mythology: Research on the Semiotics of Folklore Reality]. St. Petersburg: Iskusstvo-SPb Publ. (in Russian)

Bogemskaia, K. G. (1999) ‘Amateur Visual Arts’, in Solntseva, L. P. (ed.) Samodeiatel’noe khudozhestvennoe tvorchestvo v SSSR. Ocherki istorii. Konets 1950-kh – nachalo 1990-kh godov [Amateur Art in the USSR. Essays on History. Late 1950s – the Early 1990s]. St. Petersburg: Dmitrii Bulanin Publ., pp. 399–468. (in Russian)

Bogemskaiia, K. G. (2001) Poniat’ primitiv. Samodeiatel’noe, naivnoe i autsaiderskoe iskusstvo v 20 veke [Understand Primitive Art. Amateur, Naïve, and Outsider Art in the 20th Century)]. St. Petersburg: Aleteiia Publ. (in Russian)

Eliade, M. (2018) The Myth of the Eternal Return: Cosmos and History. Princeton: Princeton University Press Publ.

Foucault, M. (1994) Slova i veshhi. Arheologiia gumanitarnyh nauk [Words and Things. Archeology of the Humanities]. St. Petersburg: A-cad Publ. (in Russain)

Genis, A. (1997) Vavilonskaia bashnia: Iskusstvo nastoiashchego vremeni / Esse [The Tower of Babel: The Art of the Present. Essays]. Moscow: Nezavisimaia gazeta Publ. (in Russian)

Gurevich, A. Ia. (1972) Kategorii srednevekovoi kul’tury [Categories of Medieval Culture]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Gurevich, A. Ia. (2005) Individ i sotsium na srednevekovom Zapade [The Individual and Society in the Medieval West]. Moscow: Rossiiskaia politicheskaia entsiklopediia Publ. (in Russian)

Jung, K. G. (1996) Dusha i mif. Shest’ archetipov [Soul and Myth. Six Archetypes]. Kiev: Gosudarstvennaia biblioteka dlia uinoshestva Publ.(in Russian)

Kalsched, D. (1996) The Inner World of Trauma: Archetypal Defences of the Personal Spirit. Near Eastern St.; Bibliotheca Persica.

Kornilova, A. V. (1990) Mir al’bomnogo risunka: russkii al’bom. Grafika kontsa 18 – pervoi poloviny 19 v. [The World of Landscape Drawing: Russian Album. Graphics at the End of the 18th – the First Half of the 19th Century]. Leningrad: Iskusstvo Publ.

Kuznetsov, E. D. (1983) ‘The Art of Niko Pirosmanashvilli as a Phenomenon of the Third Culture’, in Prokof’ev, V. N. (ed.) Primitiv i ego mesto v khudozhestvennoi kul’ture Novogo i Noveishego vremeni [Primitive Art and Its Place in the Artistic Culture of the New and Modern Times]. Moscow: Nauka Publ., pp. 105–131. (in Russian)

Lotman, Iu. M. (1998) Ob iskusstve [About the Art]. St. Petersburg: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Prokof’ev, V. N. (1983) ‘On the Three Levels of Artistic Culture of New and Modern Times (On the Problem of Primitive Art in the Visual Arts)’, in Prokof’ev, V. N. (ed.) Primitiv i ego mesto v khudozhestvennoi kul’ture Novogo i Noveishego vremeni [Primitive Art and Its Place in the Artistic Culture of the New and Modern Times]. Moscow: Nauka Publ., pp. 6–27. (in Russian)

Propp, V. Ia. (2001) Morfologiia volshebnoi skazki [Morphology of a Fairy Tale]. Moscow: Labyrint Publ. (in Russian)

Research Interview with Artist Alexandra Iosifovna Utkina (2010). (in Russian)

Shkarovskaia, N. S. (intr.) (1988) Narodnaia kartinka Ivana Nikiforova 1897–1971. Grafika [Folk Picture by Ivan Nikiforov 1897–1971 Graphics]: Exhibition catalog. Moscow: Sovetskii khudoznik Publ. (in Russian)

Siniavsky, A. (2001) Osnovaniia sovetskoi tsivilizatsii [Foundations of Soviet Civilization]. Moscow: Agraf Publ. (in Russian)

Thevoz, M. (1995) Art Brut. Losanna: Booking International.

Ushakin, S. (1999) ‘Quantitative Style: Consumption in Conditions of Symbolic Deficit’, Sotsiologicheskii zhurnal [Sociological Journal], 3/4. pp. 187–214. (in Russian)

Utekhin, I. (2006) ‘Oral Stories about the Siege Experience. Testimonies of Different Generations’, Antropologicheskii forum [Anthropological Forum], 5, pp. 325–244. (in Russian)

Vygotskii, L. S. (1998) Psikhologiia iskusstva [The Psychology of Art]. Rostov-on-Don: Phenix Publ. (in Russian)

Zlydneva, N. V. (2013) Vizual’nyi narrativ: opyt mifopoeticheskogo prochteniia [Visual Narrative: An Experience of Mythopoetic Reading]. Moscow: Indrik Publ. (in Russian)

Опубликован
2023-05-06
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ