ИСКУССТВО ТЕРРОРИЗИРОВАТЬ ДУШИ И ТЕЛА («ФЕМИНИСТСКАЯ» ПРОГРАММА АББАТСТВА ЛАВОДЬЁ)

  • Олеся Кудрявцева-Вельманс Исследовательская лаборатория Культуры и общества восточной, балканской и центральной Европы (Национальный центр научных исследований и Университет Сорбонна)
Ключевые слова: Аббатство Лаводьё; религиозное искусство; средневековое искусство; иконография; смерть; оксиморон; арт-террор; феминизм; искажение как художественный приём; трансфер; Восток; Запад; Византия; Россия; Италия; Франция; компаративистика.

Аннотация

Живописная программа южной стены церкви Сент-Андре в женском бенедиктинском аббатстве Лаводьё (Овернь, Франция) датируется XIV веком, но вызывает некоторые разногласия в датировке памятника. В программу входит так называемая «Чёрная смерть». Предположительно созданная до эпидемии чумы, эта оригинальная композиция, тем не менее, часто ассоциируется с болезнью. Опираясь на изобразительные и текстовые источники, в статье делается попытка рассмотреть программу целиком, поставив в центр исследования проблемы изобразительных ассоциаций и механизмы переработки противоположной по смыслу иконографии. Соединяя противоположности, художник, находящийся на службе религии и политики, представляется их активным деятелем. Используя метод изменения до противоположного более древних идей и образов, художник преследует цель — «уколоть душу» зрителя. Так, следуя завету Григория Великого, мастер терроризирует души и тела. Такие художественные методы имеют целью создание сложного образа-оксиморона, который вписывается в логику «негативного почитания» фигуры смерти. В этой связи анализируются возможные восточные источники вдохновения данной западноевропейской живописи, в частности, иконографии Богоматери византийского типа. Особый интерес программы представляют женские образы, как видимые, так и воображаемые, их обзор позволяет внести некоторый вклад в изучение культуры imago, а также в изучение трансфера идей между Востоком и Западом.

Биография автора

Олеся Кудрявцева-Вельманс, Исследовательская лаборатория Культуры и общества восточной, балканской и центральной Европы (Национальный центр научных исследований и Университет Сорбонна)

доктор искусствоведения, научный сотрудник

Литература

Anderlini, T. (2015) ‘Du travail bien frais (12). Les flèches de la Peste’, Moyen Age, 101, pp. 78–87. (in French)

Augustin (1866) Œuvres completes. Vol. VI, Bar-le-Duc: Guérin & Co. (in French)

Augustin (1870) Œuvres completes. Tome XXV. Paris: Louis Vivès. (in French)

Baschet, J. (1993) Les justices de l’au-delà. Les représentations de l’enfer en France et en Italie (XIIe-XVe siècle). Rome: Ecole française de Rome. (in French)

Baschet, J. (1994) ‘Image et événement : l’art sans la peste (c.1348 – c. 1400) ?’, in La peste nera : dati di una realtà ed elementi di una interpretazione. Spoleto: Centro italiano di studi sull’alto medioevo, pp. 25–47. (in French)

Bataille, G. (1987) Œuvres completes. Vol. 10. Paris: Gallimard. (in French)

Bellosi, L. (2003) ‘Giotto’, in Les protagonistes de l’art italien. Du gothique à la Renaissance. Florence: Scala, pp. 87–161. (in French)

Benoît (1980) La règle de Saint Benoît. Paris: Desclée de Brouwer. (in French)

Benoit, J.-L. (2010) ‘La dame courtoise et la littérature dans Les Miracles de Nostre Dame de Gautier de Coinci’, Le Moyen Age, 116(2), pp. 367–384. (in French)

Caesarius von Heisterbach (1851) Dialogus Miraculorum. Vol. 11. Cologne: J. Strange. (in Latin)

Chlenova, L. (1999) ‘The Use of the Radio-Carbon Method for Dating the Works of Ukrainian Icon Painting of the 13th – 16th Centuries. From the Collection of National Art Museum of Ukraine’, in Pam”iatki sacral’nogo mistetstva Volinі na mezhі tisiacholіt’: pitannia doslіdzhennia, zberezhennia ta restavratsіi [Monuments of Sacred Art of Volyn on the Threshold of Millennia: Issues of Research, Preservation, and Restoration]. Luts’k: Nadstir’ia Publ., pp. 92–93. (in Russian)

Corpus Christianorum Series Latina, CXIXb, Bedae opera, pars II, 2B (1983). Turnholti: Brepols. (in Latin)

Courtillé, A. (2002) Auvergne, Bourbonnais, Velay gothiques : les édifices religieux. Paris: Picard. (in French)

Courtillé, A. (2009) Lavaudieu : les trésors d’une abbaye. Brioude: Éditions Créer. (in French)

De Lannoy, F. (2016) Pestes et épidémies au moyen-âge, Ouest-France. (in French)

Delumeau, J. (1978) La peur en Occident (XIVe – XVIIIe siècles). Une cité assiégée. Paris: Fayard. (in French)

Delumeau, J. (1983) Le Péché et la peur. La culpabilisation en Occident XIIIe – XVIIIe siècles. Paris: Fayard. (in French)

Donadieu-Rigaut, D. (2001) ‘Les ordres religieux et le manteau de Marie’, Cahiers de recherches médiévales, 8, pp. 107–134. (in French)

Donadieu-Rigaut, D. (2005) Penser en images les ordres religieux : XIIe – XVe siècles. Paris: Arguments. (in French)

Énaud, F. (1970) ‘Découverte de peintures murales à l’église abbatiale de Lavaudieu (Haute-Loire)’, Bulletin de la Société Nationale des Antiquaires de France, pp. 173–175. (in French)

François de Sales (1992) Traité de l’amour de Dieu. Paris: Médiaspaul. (in French)

Gautier de Coinci (1966–1970) Miracles de Nostre Dame. Vol. 3–4. Genève: éd. V. F. Koenig. (in French)

Grabar, A. (1946) Martyrium. Recherches sur le culte des reliques et l’art chrétien antique.Vol. 2. Paris: Collège de France. (in French)

Graf, A. (1925) Miti, leggende e superstizioni del Medio evo. Turin: Giovanni Chiantore. (in Italian)

Gregorii Magni (1982) Registrum epistolarum libri VIII–XIV, Corpus Christianorum Series Latina 140, 140A (Appendix).Turnhout: Brepols. (in Latin)

Grignon de Montfort (1966) Œuvres completes. Paris: Seuil. (in French)

Grumel, V. (1931) ‘Le ‘miracle habituel’ de Notre-Dame des Blechernes à Constantinople’, Échos d’Orient, 30(162), pp. 129–146. (in French)

Hildegarde de Bingen (2007) Lettres. Grenoble: Editions Jérôme Millon. (in French)

Hildegarde de Bingen (2012) Le livre des mérites de la vie (Liber vitae meritorum). Saint Benoit-du-Sault: éditions Bénédictines. (in French)

Kondakov, N. P. (1887) ‘Byzantine Churches and Monuments of Constantinople’, Trudy VI arheologicheskogo s’’ezda v Odesse 1884 [Proceedings of the VI Archaeological Congress in Odessa 1884]. Vol. 3. Odessa: A. Shul’tse, pp. 1–234. (in Russian)

Kondakov, N. P. (1914–1915) Ikonografiia Bogomateri [Iconography of the Mother of God]. Petrograd: IAN Publ. (in Russian)

Lambert, J.-L. (2003) Sortir de la nuit. Essai sur le chamanisme nganassane (Arctique sibérien). Paris: Centre d’études mongoles et sibériens / Anda. (in French)

Lecouteux, C. (1988) Les nains et les elfes au Moyen-Age. Paris: Imago. (in French)

Lecouteux, C. (1995) Au-delà du merveilleux. Des croyances au Moyen Age. Paris: Presses de l’université de Paris-Sorbonne. (in French)

Le Goff, J. (1981) La naissance du Purgatoire. Paris: Gallimard. (in French)

Lojkine, S. (2004) ‘De l’allégorie à la scène : la Vierge-tabernacle’, in Pérez-Jean, B., Eichel-Lojkine, P. (éds.), L’Allégorie de l’Antiquité à la Renaissance. Paris: Champion, pp. 509–531. (in French)

Mâle, É. (1966) L’art religieux du XIIe siècle en France : étude sur les origines de l'iconographie du Moyen Âge. Paris: Armand Colin. (in French)

Mimouni, S. C. (2011) Les traditions anciennes sur la Dormition et l’Assomption de Marie : études littéraires, historiques et doctrinales. Leiden – Boston: Brill. (in French)

Mitalaité, K. (2017) ‘Imago et la pensée latine de l’image’, in Mitalaité, K., Vasiliu, A. (éds.) L’icône dans la pensée et dans l’art. Turnhout: Brepols, pp. 23–32. (in French)

Moore, R. I. (1991) La persécution. Sa formation en Europe (X–XIIIe siècle). Paris: Les belles lettres. (in French)

Nicolas de Cues (1986) Le tableau ou la vision de Dieu. Paris: Editions du Cerf. (in French)

Patrologiae latinae tomus CLXXXIII : S. Bernardi Clarae-Vallensis abbatis primi opera. Vol. 2 (1854). Paris: J.-P. Migne. (in Latin)

Perdrizet, P. (1908) La Vierge de Miséricorde, étude d’un thème iconographique. Paris: A. Fontemoing. (in French)

Popov, A. A. (1936) Tavgiitsy. Materialy po etnografii avamskikh i vadeevskikh tavgiitev [Tavgians. Materials on the Ethnography of the Avam and Vadeev Tavgians]. Moscow; Leningrad: AN SSSR Publ. (in Russian)

Roy, B. (1979) ‘Amour, Fortune, Mort : La danse de trois aveugles’, in Sutto, C. (éd.) Le sentiment de la mort au Moyen âge, Etudes présentées au cinquième colloque de l’Institut d’études médiévales de l’université de Montréal. Montréal: Univers, pp. 119–137. (in French)

Rubin, M. (2010) Mother of God, a History of the Virgin Mary. London: Penguin books.

Shoemaker, S. J. (1999) ‘The Sahidic Coptic Homily on the Dormition of the Virgin Attributed to Evodius of Rome. An Edition from Morgan Manuscripts 596 and 598 with Translation, Analecta Bollandiana, 117 (3–4), pp. 241–283.

Smirnova, V., Polo de Beaulieu, M.-A. (2019) ‘Prêcher par l’image dans la Russie des XVIIe–XVIIIe siècles. L’exemple de la femme au dragon’, RES, 90(3), pp. 333–348. (in French)

Walter, Ph. (1996) ‘Le terrorisme diabolique au Moyen Age : quelques témoignages empruntés à la littérature et aux exempla’, in Glaudes, P. (éd.) Terreur et representation. Grenoble: ELLUG – université Stendhal, pp. 21–36. (in French)

Опубликован
2023-04-05