ВЫХОД ИЗ ПОСТМОДЕРНИЗМА ВОЗМОЖЕН?! НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ НАЧАЛА ХХI ВЕКА

  • Марина Александровна Чекмарева Государственный Эрмитаж
Ключевые слова: постмодернизм; метамодернизм; искусство новой эпохи; образ человека постмодернизма; образ человека новой эпохи; автор; искренность; изменчивость; гуманизм.

Аннотация

Статья посвящена проблемам кризиса постмодернизма в изобразительном искусстве, а также поиску новых идей, концепций, интерпретаций и образов в творчестве известных современных художников Западной Европы, США, Китая, России и других стран. Автор моделирует и описывает образ человека постмодернизма. Он был концептуально создан философами ХХ в. и растиражирован в кино, литературе и изобразительном искусстве известными мастерами второй половины ХХ и начала XXI столетий. Человека постмодернизма можно охарактеризовать как «homo infelices» — «человек несчастный». В статье приводятся основные средства выразительности, которыми пользуются мастера разных видов искусства, передавая различные эмоциональные состояния человека постмодернизма. Автор делает акцент на основных характеристиках личности, проявлениях человека и общества, актуальных для постмодернизма. Также автором была проведена попытка (основанная на произведениях признанных мастеров постмодернизма) описания того мира, в котором существует «homo infelices». Отталкиваясь от собирательного образа человека постмодернизма, сверяясь с ним, как с образцом, своего рода камертоном, — автор обозначает изменения в визуальном поле, концепции, интерпретации в произведениях известных мастеров, созданных в разных странах: России, Великобритании, США, Китая, Индонезии и др.  Таким образом, мы можем говорить о начале формирования нового образа человека, принципиально отличающегося от предыдущего, что позволяет говорить о начале движения к выходу искусства из кризиса. Хотя, безусловно, это еще не стало мейнстримом в искусстве. И многие мастера еще находятся в состоянии осцилляции, между постмодернизмом и новой эпохой.

Биография автора

Марина Александровна Чекмарева, Государственный Эрмитаж

кандидат искусствоведения, методист 1 категории

Литература

Artifex (no date) Chen Wenling and His Highly Moral Sculptures [Online]. Artifex. Available at: https://artifex.ru/скульптура/chen-wenling/?ysclid=l8au5x3lgk886779433 (accessed: 17 September 2022). (in Russian)

Akker, R. van den, Vermeulen, T. (2010) ‘Notes on Metamodernism’, Journal of Aesthetics & Culture, 2, pp. 1–14.

Akker, R. van den, Gibbons, Α., Vermeulen, T. (eds.) (2017) Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth after Postmodernism. London-New York: Rowman & Littlefield.

Ben, L. (2022) Cecillia Alemani: I Have Always Worked a Lot with Female Artists [Online]. The Art Newspaper Russia. Available at: https://www.theartnewspaper.ru/posts/20220422-olin/?ysclid=l8iza4qred101874248 (accessed: 17 September 2022). (in Russian)

Danchev, A. (2022) 100 Art-manifestov: ot futuristov do stakistov [100 Art Manifests: from the Futurists to Stakists]. Moscow: Al’pina non-fikshn Publ. (in Russian)

Debord, G. (1967) La Société du spectacle. Paris: Buchet/Chastel. (in French)

Dobnik, V. (2017) Will New York Invite the ‘Fearless Girl’ Statue to Stay on Wall Street? [Online]. USA Today. Available at: https://www.usatoday.com/story/news/nation/2017/03/26/new-york-invite-fearless-girl-statue-stay-wall-street/99677644/ (accessed: 17 September 2022).

Dugin, A. (no date) Filosofiia postmoderna. Lektsiia [Postmodern Philosophy. The Lecture] [Online]. Available at: https://yandex.ru/video/preview/10358425419481322114 (accessed: 17 September 2022). (in Russian)

Fellini, F., Flaiano, Е., Pinelli, T., Rond, B. (1963). 8 1/2. The Continuity Script [Online]. Available at: https://www.scriptslug.com/assets/scripts/8-1-2-1963.pdf (accessed: 17 September 2022).

Finkel, J. (2013) He’s Back, in a Defiant Blaze of Color [Online]. The New York Times. Available at: https://www.nytimes.com/2013/10/27/arts/design/david-hockneys-sweeping-survey-at-the-de-young.html (accessed: 17 September 2022).

Fukuyama, F. (1992) The End of History and the Last Man. New York: Free Press.

Heidegger, M. (1927) Sein und Zeit. Tubingen: Max Niemeyer Verlag. (in German)

Hodge, S. (2016) David Hockney RA: 82 Portraits and 1 Still-life. London: Royal Academy of Arts Publ.

Lyotard, J-F. (1979) La condition postmoderne: rapport sur le savoir. Paris: Les Éditions de Minuit. (in French)

Moravia, A. (1960) La noia. Milano: Bompiani. (in Italian)

Nayeri, F. (2016) David Hockney Takes a Fresh Look at Portraiture [Online]. The New York Times. Available at: https://www.nytimes.com/2016/07/05/arts/design/david-hockney-exhibition-royal-academy-london.html?_r=1 (accessed: 17 September 2022).

Nietzsche, F. (1885) Also sprach Zarathustra. Ein Buch für Alle und Keinen [Online]. Available at: https://www.gutenberg.org/files/7205/7205-h/7205-h.htm (in German)

Ozerkov, D. (ed.) (2020) V peple istorii. Katalog vystavki [In the Ashes of History. Exhibition Catalog]. Saint Petersburg: The State Hermitage Museum Publ. (in Russian)

Pavlov, A. (2019) Postpostmodernizm: kak sotsial’naia i kul’turnaia teorii ob’’iasniaiut nashe vremia [Post-Postmodernism: How Social and Cultural Theories Explain Our Time]. Moscow: Delo Publ. (in Russian)

Touraine, А. (1984) Le Retour de l’acteur. Paris: Librairie Arthème Fayard. (in French)

Vanmehelen, К. (2021) ‘Glasstress. The Window in the Future’, in Ozerkov, D. (ed.) Glasstress. Okno v budushchee. Katalog vystavki [Glasstress. The Window in the Future. Exhibition Catalog]. Saint Petersburg: The State Hermitage Museum Publ., pp. 18–19. (in Russian)

Опубликован
2023-04-05
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ