МИНИАТЮРЫ АНИКИЕВА ЕВАНГЕЛИЯ НАЧАЛА XV ВЕКА: МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ И ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА

  • Раиса Анваровна Суслова Казанский национальный исследовательский технологический университет
Ключевые слова: древнерусская миниатюра; Андрей Рублев; евангелисты; математические методы в искусстве; спираль Золотого сечения; квадратура круга.

Аннотация

Работа посвящена миниатюрам с евангелистами Аникиева Евангелия. Цель работы — анализ архитектоники миниатюр на основе предположения, что их композиция основывается на строгом применении математических (построение спирали Фибоначчи, квадратуры круга и др.) и чертежных (параллельное и центральное проецирование) методов. В результате анализа композиционного построения миниатюр и сравнения их с другими московскими Евангелиями того же времени (Евангелие Хитрово, Евангелие Успенского собора Московского Кремля и др.), появляется вывод об общих принципах и подходах к оформлению указанных рукописных Евангелий. Делается предположение об истоках примененного метода в византийском искусстве, и более того — о преемственности некоторых математических и художественных приемов, которые христианское искусство перенимает от Античности, но переосмысляет и превращает в свидетельство христианской догматики. Технология математического построения миниатюр с евангелистами становится общеупотребительной в рукописных Евангелиях Византии и стран Византийского круга, доказательством чего являются московские Евангелия начала XV в. Математический анализ миниатюр Аникиева Евангелия позволяет провести аналогии с произведениями искусства того времени и предположительно говорить об авторстве прп. Андрея Рублева.

Биография автора

Раиса Анваровна Суслова, Казанский национальный исследовательский технологический университет

кандидат исторических наук, доцент

Литература

Beck, H.-G. (1959) Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München: C. H. Beck Verlagsbuchhandlung, s. 1–23. Available at: https://vk.com/doc3468014_155186734?hash=0ee97db5b673507d18 (accessed: 2 February 2022). (in German)

Dionysius the Areopagite. O Bozhestvennykh imenakh [On Divine Names] [Online]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-bozhestvennykh-imenakh/#6 (accessed: 11 March 2022). (in Russian)

Kazhdan, A. P. (1973) Kniga i pisatel’ v Vizantii [Byzantine Book and Writer] [Online]. Available at: https://vk.com/doc3468014_152124290?hash=d12f5afc8088cbe4ff&dl=1a23ecbbac26203062 (accessed: 12 November 2021). (in Russian)

Likhachev, N. P. (1907) Manera pis’ma Andreia Rubleva [The Manner of Andrei Rublev’s Painting]. Saint Petersburg: Tip. M. A. Aleksandrova Publ.

Likhacheva, V. D. (1977) Vizantiiskaia miniatiura. Pamiatniki vizantiiskoi miniatiury 9–15 vv. v sobraniiakh Sovetskogo Soiuza [Byzantine Miniature. Byzantine Miniatures of the 9th – 15th Centuries in the Soviet Union Collections]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Parpulov, G. (2013) ‘The Study of Byzantine Book Illumination: Past, Present and Future’, Paleoslavica, 21(2), pp. 202–222.

Rozanova, N. V. (1972) ‘About One Group of Miniatures in the First Quarter of the 16th Century’, Drevnerusskoe iskusstvo: Rukopisnaia kniga [Old Russian Art: Manuscript Book], 1. Moscow: Nauka Publ., pp. 247–255.

Savvateev, A. V. (2019) Matematika dlia gumanitariev [Mathematics for the Humanities]. Moscow: Dmitry Pozharsky University Publ.

Skotnikova, G. V. (2015) ‘Key Concepts of Russian Byzantine Studies’, Mezdnarodnyi jurnal issledovanii kultury [International Journal of Cultural Research], 3(20), pp. 5–13. (in Russian)

Smirnova, E. S. (1997) ‘Anikievo Gospel: a Little-known Monument of Moscow Book Miniatures and Ornaments of the 1st Third of the 15th Century’, in Drevnerusskoe iskusstvo: issledovaniia i atributsii [Old Russian Art: Research and Attribution], Saint Petersburg: Dmitrii Bulanin Publ., pp. 171–191. (in Russian)

Suslova, R. A. (2020) ‘St. Andrey Rublev’s “Trinity” Icon in the Context of Mathematical Knowledge Development in Medieval Russia’, Vestnik VLGU. Seriia: Sotsial’nye i gumanitarnye nauki [Bulletin of the Brothers Stoletov State University of Vladimir. Series: Social Sciences and Humanities], 2 (26), pp. 5–23. (in Russian)

Suslova, R. A. (2021) ‘Arc Image in the Early Byzantine Illuminated Gospels: Symbolism, Geometry, and Genesis’, Manuskript [Manuscript], 14 (8), pp. 1745–1756. DOI: https://doi.org/10.30853/mns210307 (in Russian)

Suslova, R. A. (2021) ‘On the Absence of an Inkwell in the Evangelist Luke: the Architectonics of the Miniatures of the Khitrovo Gospels and the Gospel of the Assumption Cathedral’, Kul’turnaia zhizn’ Iuga Rossii [Cultural Studies of Russian South], 1 (80), pp. 81–93. DOI: 10.24412/2070-075X-2021-1-81-93 (in Russian)

Turilov, A. A., Smirnova, E. S. (no date) ‘The Anikiev Gospel’, in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia] [Online]. Available at: https://www.pravenc.ru/text/115484.html (in Russian)

Vzdornov, G. I. (1980) Iskusstvo knigi v drevnei Rusi: Rukopisnaia kniga Severo-Vostochnoi Rusi 12 – nachala 15 vv. [Art of the Book in Ancient Russia: Manuscript Book of North-Eastern Russia in 12th – the Early 15th Centuries]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Опубликован
2022-12-18
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ