ОТРАЖЕНИЕ ФЕМИНИЗМА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ НАСЛЕДИИ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ

  • Дарья Олеговна Мартынова Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: Мария Башкирцева; французское искусство XIX в.; отражение эмансипации в искусстве; гендерные исследования; принцип визуальной аналогии.

Аннотация

Статья посвящена изучению влияния феминизма второй половины XIX в. на творчество французской художницы Марии Башкирцевой. Рассматривая ее ключевые работы, автор анализирует воздействие литературных текстов, газетных статей, связанных с движением суфражисток второй половины XIX в., на визуальные произведения и образы в ее творчестве. Автор также приводит и анализирует тексты Башкирцевой, написанные под псевдонимом Полин Орель, для феминистской газеты «Гражданка». Помимо этого, выводятся и анализируются образы «читательниц» и «отвернувшихся девушек/девочек», появившиеся в ее произведениях благодаря увлечению художницы феминизмом. В связи с этим, стоит отметить, что образ «отвернувшейся девочки» демонстрирует отход художницы от направления, свойственного кругу juste milieu (реалистического академизма), и приближение к символизму. В итоге можно прийти к выводу, что дальнейшее изучение тенденций феминизма и образности в творчестве Башкирцевой позволит предположить, как могло развиваться ее творчество, прерванное скоропостижной смертью: вероятнее всего, художница отдала бы предпочтение символизму, который уже отличал ряд ее произведений («Жены-мироносицы», «Навсикая» и «Офелия»)

Биография автора

Дарья Олеговна Мартынова, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения, ассистент

Литература

Alsdorf, B. (2017) Painting the Femme Peintre. Available at: https://scholar.princeton.edu/sites/default/files/alsdorf/files/alsdorf_painting_the_femme_peintre_2017.pdf (Accessed: 02 May 2022).

Bashkirtseff, M. (1901) The Last Confessions of Marie Bashkirtseff and Her Correspondence with Guy de Maupassant. New York: Frederick A. Stokes Co.

Bashkirtseff, M. (1980) Journal de Marie Bashkirtseff. Paris: Mazarine.

Bashkirtseff, M. K. (2017) Dnevnik [The Diary]. Moscow: RIPOL Klassik Publ. (in Russian)

Bogoliubov, A. P. (2006) Zapiski moriaka-khudozhnika [Notes of a Sailor Artist]. Samara: Agni Publ. (in Russian)

Breakell, M. (1907) ‘Marie Bashkirtseff. The Reminiscence of a Fellow Student’, The Nineteenth Century and After, 62, pp. 110–125.

Brown, K. (2017) Women Readers in French Painting 1870–1890: A Space for the Imagination. London, New York: Routledge.

Bruk, Ia. V., Iovleva, L. I. (ed). (2000) Katalog sobraniia Gosudarstvennoi Tret’iakovskoi galerei. Skul’ptura 18-19 vekov [Catalog of the Collection of the State Tretyakov Gallery. Sculpture in the 18th – 19th Centuries]. Moscow: Krasnaia ploshhad’ Publ. (in Russian)

Cosnier, C. (2008) Mariia Bashkirtseva: Portret bez retushi [Marie Bashkirtseff: Portrait without Retouching]. Moscow: TERRA Publ. (in Russian)

Dumas, A. (1880) La question du divorce. Paris: Calmann Lévy. (in French)

Duzha, A. (2010) ‘Marie Bashkirtseff’s Painting “The Grief”. On the Issue of Autobiography of the Artwork’, in: Materialy mezhdunarodnoi konferentsii, posviashhennoi 150-letiiu so dnia rozhdeniia Marii Bashkirtsevoi [Materials of the International Conference Dedicated to the 150th Anniversary of the Birth of Maria Bashkirtseff], Moscow: Nash dom Publ., pp. 125–127. (in Russian)

Garb, T. (1994) Sisters of the Brush: Women’s Artistic Culture in Late Nineteenth-Century Paris. Yale: Yale University Press.

Healy, C. (1904) Confessions of a Journalist. London: Forgotten Books.

Karageorgevitch, B. (1903) ‘Legend and Marie Bashkirtseff’, Fortnightly Review, 74, pp. 647–653.

Manet, J. (1979) Journal 1893–1899. Paris: Klincksieck.

Mojenok Ninin, T. (2010) ‘ “The White Lady” of Belle Epoque. The Myth of Marie Bashkirtseff in French Fiction in the 20th Century’, in: Materialy mezhdunarodnoi konferentsii, posviashhennoi 150-letiiu so dnia rozhdeniia Marii Bashkirtsevoi [Materials of the International Conference Dedicated to the 150th Anniversary of the Birth of Maria Bashkirtseff], Moscow: Nash dom Publ., pp. 139–143.(in Russian)

Mojenok Ninin, T. (2014) ‘The Muse of the Silver Age. The Myth of Maria Bashkirtseva in the Russian Culture at the Turn of the Century’, in: Materialy vtoroi mezhdunarodnoi konferentsii, posviashhennoi 155-letiiu so dnia rozhdeniia Marii Bashkirtsevoi [Materials of the Second International Conference Dedicated to the 155th Anniversary of the Birth of Maria Bashkirtseff]. Moscow: Nash dom Publ., pp. 143–149.

Murray, G. (2018) ‘Exhibition review of “Her Paris: Women Artists in the Age of Impressionism” ’, Nineteenth-Century Art Worldwide, 17(1). Available at: https://doi.org/10.29411/ncaw.2018.17.1.12 (accessed: 17 May 2022).

Nesterova, E. V. (1980) ‘The Creativity of M. K. Bashkirtseff in the Perception of Contemporaries (On the Question of Russian-French Artistic Ties))’, Problemy razvitiia russkogo iskusstva [Issues of Russian Art Development], 12, pp. 35–42. (in Russian)

Nikol’skii, V. A., Novitskii, A. P. (2008) Istoriia russkogo iskusstva [History of Russian Art]. Moscow: EKSMO Publ. (in Russian)

Nochlin, L. (1971) ‘Why Have There Been No Great Women Artists?’, ARTnews, 9, pp. 22–39, 67–71.

Orell, P. (1881) ‘Les Femmes Artistes’, La Citoyenne, 4–6 mars, 14, pp. 2–3. (in French)

Orell, P. (1881) ‘Le Salon de 1881’, La Citoyenne, 16 mai, 14, pp. 2–3. (in French)

Orell, P. (1881) ‘Salles AC.BD’, La Citoyenne, 22 mai, 14, pp. 3, 17. (in French)

Peacock, K. L. (2005) Marie Bashkirtseff’s Life in Self-portraits (1858–1884): Woman as Artist in 19th-Century France. Lewinston NY: E. Mellen Press.

Rose, D. C. (2016) Oscar Wilde’s Elegant Republic: Transformation, Dislocation and Fantasy in fin-de-siècle Paris. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing.

Rouart, D. (1950) The Correspondence of Berthe Morisot. Paris: Quatre-Chemins Editart.

Sanchez, M. (1882) Le divorce: quatre lettres adressées à M. Alexandre Dumas fils. Paris: Imprimeries-Librairies de L’Oeuvre de Saint-Paul. (in French)

Shvets, T. D. (2008) Mariia Bashkirtseva: Izbrannitsa sud’by [Marie Bashkirtseff: The Chosen One of Fate]. Moscow: Veche Publ. (in Russian)

Shvets, T. D. (2014) ‘The Painting “On the Issue of Divorce” – the Beginning of the Creative Path of the Artist Marie Bashkirtseff’, Materialy vtoroi mezhdunarodnoi konferentsii, posviashhennoi 155-letiiu so dnia rozhdeniia Marii Bashkirtsevoi [Materials of the Second International Conference Dedicated to the 155th Anniversary of the Birth of Maria Bashkirtseff]. Moscow: Nash dom Publ., pp. 46–52.

Sik, S. (2018) ‘Book review of “Women Artists in Paris, 1850–1900” by Laurence Madeline, with Bridget Alsdorf, Richard Kendall, Jane R. Becker, Vibeke Waallann Hansen, and Joëlle Bolloch’, Nineteenth-Century Art Worldwide, 17 (2). Available at: https://doi.org/10.29411/ncaw.2018.17.2.12 (accessed: 17 May 2022).

Wilson, S. (2020) Personal Effects: Reading the Journal of Marie Bashkirtseff. London, New York: Routledge.

Zimmerman, E. (1989) ‘The Mirror of Marie Bashkirtseff: Reflections about the Education of Women Art Students in the Nineteenth Century’, Studies in Art Education, 30 (3), pp. 164–175.

Опубликован
2022-08-10
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ