ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ МАККЬЯЙОЛИ НА ПОРТРЕТНУЮ ЖИВОПИСЬ ДЖОВАННИ БОЛЬДИНИ (1861–1880)

  • Мария Евгеньевна Конищева Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина
Ключевые слова: итальянская живопись XIX в.; маккьяйоли; портретная живопись Джованни Больдини; импрессионизм; романтизм; творческий метод “macchia”; теории цвета.

Аннотация

О Джованни Больдини закрепилось мнение как о художнике, занимавшемся, в первую очередь, созданием салонных женских портретов. Однако его творчество более многогранно и включает большое количество психологических портретов, которые зачастую остаются в тени ярких и блистательных дамских образов прекрасной эпохи. Кроме того, некоторые исследователи считают творческую манеру Больдини сформировавшейся под влиянием импрессионистов, при этом игнорируя школу, полученную им в Италии в период работы в творческой группе маккьяйоли. Объединение художников маккьяйоли начало формироваться во Флоренции с начала 1850-х гг., однако, сами мастера обозначали в качестве даты создания направления 1855 г., указывая, что толчком послужило посещение Доменико Морелли, Франческо Саверио Альтамура и Серафино де Тиволи Всемирной выставки, прошедшей в Париже в это время. В российском искусствознании школа маккьяйоли практически не изучена, однако она оказала существенное влияние на дальнейшее развитие итальянского искусства. Художники школы маккьяйоли разработали свое учение о “macchia” или цветовом пятне, которое являлось системообразующим элементом их творчества. Кроме того, они ставили перед собой задачу грамотного использования и сочетания оттенков белого цвета. Их живопись всегда оставалась глубоко национальной, чему способствовал особый исторический период существования школы. В качестве композиционных приемов школы маккьяйоли можно выделить использование приема кадрирования и ассиметричную композицию, что позволяло им избегать статичности в работах. Дж. Больдини, будучи активным участником группы, адаптировал найденные ими в пейзажах колористические и композиционные приемы для портретной живописи. Хотя он и  развивал творческий метод школы маккьяйоли, однако, для его работ характерно также использование приемов других художественных направлений. В связи с этим данная работа посвящена анализу формирования творческого метода маккьяйоли и степени его влияния на портретную живопись Дж. Больдини.

Биография автора

Мария Евгеньевна Конищева, Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина

бакалавр

Литература

Argan, Dzh. K. (2000) Istoriia ital’ianskogo iskusstva [History of Italian Art]. Moscow: Raduga Publ. (in Russian)

Broude, N. F. (1970) ‘The Macchiaioli: Effect and Expression in Nineteenth-Century Florentine Painting’, The Art Bulletin, 52(1), pp. 11–21.

Boldini, E. C., Boldini, G. (1931) Via de Jean Boldin. Paris: E. Figuière. (in Italian)

Bossi, G. (1821) Saggio di ricerche intomo all’ armonia cromatica naturale ed artificiale. Milano: Memorie dell’ Imperiale regio istituto del regno lombardo-veneto. (in Italian)

Broude, N. F. (1970) ‘The Macchiaioli as “Proto-Impressionists”: Realism, Popular Science and the Re-shaping of Macchia Romanticism, 1862–1886’, The Art Bulletin, 52(4), pp. 404–414.

Calvi, G. M. (1842) Della norma che per dipingere le ombre deve dedursi dalle osservazioni fisiche più o meno recenti. Milano: Tipi di Luigi di Giacomo Pirola. (in Italian)

Camesasca, E. (1970) L’Opera Completa Di Boldini 1842–1931. Milano: Rizolli. (in Italian)

Dianova, E. V. (ed.). (2014) Dzhovanni Bol’dini khudozhnik Belle Epoque. Katalog vystavki [Giovanni Boldini as a Belle Epoque Artist. Exhibition catalogue]. Saint Petersburg: The State Hermitage Museum Publ. (in Russian)

Dini, P., Dini, F. (2002) Giovanni Boldini, 1842–1931. Catalogo Ragionato: 3 vol. Vol. 3. Torino: U. Allemandi. (in Italian)

Du Camp, M. (1855) Les Beaux-Arts, a L’exposition Universelle de 1855: peinture – sculpture. Paris: Librarie Nouvelle. (in French)

German, M. (2019) Impressionizm: osnovopolozhniki i posledovateli [Impressionism: Founders and Followers]. Saint Petersburg: Azbuka-Attikus Publ. (in Russian)

Goethe, I. (2021) Theory of Colours. Saint Petersburg: Azbuka-Classic Publ. (in Russian)

Grada, R. (1967) Macchiaioli. Milano: Fratelli Fabbri Ed. (in Italian)

Gray, R. P. (1998) ‘Muscovite Patrons of European Painting: The Collections of Vasily Kokorev, Dmitry Botkin, and Sergei Tretyakov’, Journal of the History of Collections, 10(2), pp. 189–198.

Gvaldoni, F. (2019) Boldini. Kiev: Centauria S.r.l Publ. (in Russian)

Luther, E. C. (1926) ‘The Modern Italian Exhibition’, The American Magazine of Art, 17(4), pp. 174–181.

Fedotova, E. V. (2002) Giovanni Boldini. Moscow: Belyi gorod Publ. (in Russian)

Fedotova, E. V. (2006) Florentiiskaia shkola makk’iaioli [Florentine Macchiaioli School]. Moscow: Belyi gorod Publ. (in Russian)

Oganesyan, L. O. (2012) ‘Problems of “Social Verism” in the Work of the Tuscan Masters’, Vestnik MGUKI [The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 5, pp. 224–228. (in Russian)

Olsen, R. J. M. (2013) ‘Art for a New Audience in the Risorgimento: a Meditation’, Journal of Modern Italian Studies, 13(2), pp. 211–224.

Petrizzo, A. (2013) ‘Italian summaries’, Journal of Modern Italian Studies, 18(2), pp. 264–267.

Rau, W. (2013) Nineteenth-Century European Painting: From Barbizon to Belle Époque. London: ACC Publishing Group.

Rishel, T. (1984) ‘The Macchiaioli. New York’, The Burlington Magazine, 126(979), pp. 659–660.

Timmins, J. (2002) ‘The Macchiaioli Affair: Lost and Found in Italy’, Art Antiquity and Law, 2(2), pp. 109–123.

Troyer, N. J. G. (1973) ‘The Macchiaioli: Effects of Modern Color Theory, Photography and Japanese Prints on a Group of Italian Painters, 1855–1900’, Doctor of Philosophy Thesis, Northwestern University, Evanston.

Vito, D. (1988) Il Genio Di Boldini (1842–1931). Bologna: Galleria Marescalchi ed. (in Italian)

Опубликован
2022-08-10
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ