ПОРТРЕТЫ Е. В. СКАВРОНСКОЙ КИСТИ М.-Э. ВИЖЕ-ЛЕБРЕН: ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОДНОЙ МОДЕЛИ В НЕАПОЛЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

  • Иван Александрович Абрамкин Российский государственный гуманитарный университет
Ключевые слова: М.-Э. Виже-Лебрен; Е. В. Скавронская; русское искусство; XVIII в.; женский образ; портретная живопись; роль контекста.

Аннотация

В статье рассматриваются два портрета Е. В. Скавронской, написанные М.-Э. Виже-Лебрен в 1790-е гг. Интерес к данным работам определяется большим временным промежутком (между 1790 и 1796 г.), а также местами их создания (Неаполь и Санкт-Петербург). Представление одной модели в разных обстоятельствах дает возможность рассмотреть роль интерьера в портретной концепции М.-Э. Виже-Лебрен. Большое мастерство художницы в отображении предметного мира обусловлено тщательным изучением фламандского и голландского искусства XVII в. (Рембрандт, П. Рубенс, А. Ван Дейк). Их влияние определяет как выразительность многих репрезентативных портретов М.-Э. Виже-Лебрен, так и успешность ее творческой манеры в разных национальных традициях. Внимательное изучение портретов, изображающих Е. В. Скавронскую, позволяет констатировать воздействие контекста создания произведения на художественное решение. Если первая картина отличается внешней естественностью изображения и неопределенностью портретной характеристики, то вторая обладает парадным эффектом, несмотря на выбор более скромного типа изображения (погрудный срез вместо представления модели в полный рост в первом случае). Заметное различие произведений демонстрирует влияние разных условий позирования на мироощущение модели: готовность к более сдержанному образу в соответствии с манерой мастера в заграничном путешествии и стремление к выраженной репрезентации — в знакомой обстановке. Автор приходит к выводу, что исполнение портрета у М.-Э. Виже-Лебрен в России обладает семиотическим характером, который обусловлен как высокой оценкой ее творчества, так и способностью отразить исключительность женской природы в соответствии с запросом заказчика.

Биография автора

Иван Александрович Абрамкин, Российский государственный гуманитарный университет

кандидат искусствоведения, старший преподаватель

Литература

Abramkin, I. A. (2018) ‘Zhenskii obraz v portretnoi zhivopisi russkogo sentimentalizma na rubezhe 18 – 19 vekov [Female Image in a Portrait Painting of Russian Sentimentalism at the Turn of 18th and 19th Centuries]’, PhD Thesis, Lomonosov Moscow State University, Moscow. (in Russian)

Agratina, E. E. (2009) ‘Aleksandr Roslin i russkaia khudozhestvennaia sreda [Alexander Roslin and Russian Artistic Environment]’, PhD Thesis, Lomonosov Moscow State University, Moscow. (in Russian)

Alekseeva, T. V. (1973) ‘Some Problems in Studying of Russian Art of 18th Century’ in Alekseeva, T. V. (ed.) Russkoe iskusstvo 18 veka [Russian Art of 18th Century]. Moscow: Iskusstvo Publ., pp. 7–19. (in Russian)

Baillio, J., Salmon, X. (dir.) (2015) Elisabeth-Louise Vigée Le Brun. Catalogue de l’Exposition. Paris: Grand Palais, Editions de la Réunion des musées nationaux Publ. (in French)

Blakesley, R. P. (2016) The Russian Canvas: Painting in Imperial Russia, 1757–1881. New Haven; London: Yale University Press.

Borzello, F. (2016) Seeing Ourselves: Women’s Self-Portraits. London: Thames & Hudson Ltd.

Evangulova, O. S. (2007) Russkoe khudozhestvennoe soznanie 18 veka i iskusstvo zapadnoevropeiskikh shkol [Russian 18th-Century Artistic Mentality and Art of Western European Schools]. Moscow: Pamiatniki istoricheskoi mysli Publ. (in Russian)

Evangulova, O. S., Karev, A. A. (1994) Portretnaia zhivopis’ v Rossii vtoroi poloviny 18 veka [Portrait Painting in Russia of the Second half of the 18th Century]. Moscow: Izdatel’stvo MGU Publ. (in Russian)

Goodden, A. (1997) The Sweetness of Life. A Biography of Elisabeth Vigée Le Brun. London: André Deutsch Publ.

Hautecoeur, L. (1914) Madame Vigée-Lebrun: étude critique. Paris: Laurens Publ. (in French)

Iablonskaia, T. V. (1978) ‘Klassifikatsiia portretnogo zhanra v Rossii 18 veka (k probleme natsional’noi spetsifiki) [Classification of Portrait Genre in Russia in 18th Century (on a Problem of the National Specifics)]’, PhD Thesis, Lomonosov Moscow State University, Moscow. (in Russian)

Macfall, H. (1922) Vigée Le Brun, Masterpieces in Colour. New York: Frederick A. Co.; London: T. C. & E. C. Jack Publ.

May, G. (2010) Elisabeth Vigée Le Brun: The Odyssey of Artist in an Age of Revolution. Yale: Yale University Press Publ.

Nolhac, P. de. (1912) Madame Vigée-Le Brun: peintre de reine Marie-Antoinette. Paris: Goupil and Co. Publ. (in French)

Okurenkova, N. (2016) Istoriko-khudozhestvennaia vystavka russkikh portretov, ustraivaemaia v Tavricheskom dvortse, v pol’zu vdov i sirot pavshikh v boiakh voinov. Illiustrirovannyi katalog-rekonstruktsiia. Chast’ 1 [Historic and Artistic Exhibition of Russian Portraits, Organized in Tauride Palace to the Good of Widows and Orphans of Fallen Warriors]. Illustrated catalogue-reconstruction. Part 1. Moscow: Minuvshee Publ. (in Russian)

Pearson, A. (ed.) (2008) Women and Portraits in Early Modern Europe: Gender, Agency, Identity. Milton Park: Routledge.

Pitt-Rivers, F. (2001) Madame Vigée Le Brun. Paris: Gallimard Publ. (in French)

Sarab’ianov, D. V. (1998) Russkaia zhivopis’. Probuzhdenie pamiati [Russian Painting. Awakening of the Memory]. Moscow: GII Publ. (in Russian)

Sheriff, M. D. (1997) The Exceptional Woman: Elisabeth Vigee-Lebrun and the Cultural Politics of Art. Chicago: University of Chicago Press Publ.

Shifrin, S. (ed.) (2009) Re-framing Representations of Women: Figuring, Fashioning, Portraiting and Telling in the ‘Picturing’ Women Project. Milton Park: Routledge.

Turchin, V. S. (2001) Aleksandr I i neoklassitsizm v Rossii [Alexander I and Neoclassicism in Russia]. Moscow: Zhiraf Publ. (in Russian)

Vdovin, G. V. (2005) Persona. Individual’nost’. Lichnost’. Opyt samopoznaniia v iskusstve russkogo portreta 18 veka [Person. Individuality. Personality. Self-discovery Experience in Art of Russian Portrait of the 18th Century]. Moscow: Progress-Traditsiia Publ. (in Russian)

Vdovin, G. V. (2017) Zasluzhit’ litso: etiudy o russkoi zhivopisi 18 veka [To Merit the Face. Essays on 18th-Century Russian Painting]. Moscow: Progress-Traditsiia Publ., 2017. (in Russian)

Vigee Le Brun, E. (2004) Vospominaniia g-zhi Vizhe-Lebren o prebyvanii ee v Sankt-Peterburge i Moskve, 1795–1801 [Memoirs of Madame Vigee Le Brun about Her Residence in Saint-Petersburg and Moscow, 1795–1801]. Saint Petersburg: Iskusstvo-SPB Publ. (in Russian)

Опубликован
2022-05-26
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ