КОММЕНТАРИЙ ИОГАННА ФРИДРИХА ОВЕРБЕКА К «ТРИУМФУ РЕЛИГИИ В ИСКУССТВЕ» КАК ЧАСТЬ ДИСКУССИИ О ДЮССЕЛЬДОРФСКОЙ ШКОЛЕ В ЛИТЕРАТУРЕ 1830–1840-Х ГОДОВ

  • Людмила Валерьевна Фролова Государственный Эрмитаж
Ключевые слова: Овербек; назарейцы; Шадов; Шнаазе; Дюссельдорфская школа; Триумф религии в искусстве; академизм.

Аннотация

Картина немецкого художника-романтика И. Ф. Овербека «Триумф религии в искусстве» (1829–1840) и опубликованный в 1840 г. авторский комментарий к ней традиционно рассматриваются как возвращение к назарейским идеалам, верность которым  художник сохранил на протяжении всего творческого пути. В статье показано, что текст комментария может быть рассмотрен и как реакция на современные события в художественной жизни Германии, связанные с деятельностью товарищей Овербека по назарейскому братству, в частности — с полемикой о Дюссельдорфской школе в литературе 1830-х гг. Академия в Дюссельдорфе пережила расцвет в 1820-е гг. при Ф. В. Шадове и столкнулась в середине 1830-х гг. с идеологическим кризисом, приведшим к расколу среди учеников. Этот процесс живо обсуждался в первых публикациях о Дюссельдорфской школе, созданных под влиянием «Нидерландских писем» К. Шнаазе. Среди них сочинения литератора и театрального деятеля К. Л. Иммермана, публициста Г. Пюттмана, знатока искусства А. Фане. В этих работах творчество дюссельдорфских мастеров служит поводом для обсуждения фундаментальных вопросов теории, практики и истории искусства, среди которых связи искусства и религии, цели и предназначение искусства, выбор сюжетов, иерархия жанров, место античности и итальянского Возрождения в истории искусства. Текст Овербека органично встраивается в эту полемику, затрагивая те же вопросы. Он обращен к молодому художнику и отстаивает позиции, которые по ряду пунктов (увлечение портретной живописью, штудирование античных памятников) противостоят методу Шадова, но в главном (устремленность к природе и служение идеалу) согласуются с ним.

Биография автора

Людмила Валерьевна Фролова, Государственный Эрмитаж

кандидат искусствоведения, методист

Литература

Boekels, U. (1999) ‘Die Genremalerei von Ludwig Knaus (1829–1910): Das Frühwerk’, Inaug. Dissertation, Universität Bonn, Bonn. (in German)

Deshmukh, M. F. (1983) ‘Between Tradition and Modernity: The Düsseldorf Art Academy in Early Nineteenth Century Prussia’, German Studies Review, 6 (3), pp. 439–473.

Hinz, B. (1979) ‘Der Triumph der Religion in den Künsten. Overbecks “Werk und Wort” im Widerspruch seiner Zeit’, Städel Jahrbuch, 7, pp. 149–170. (in German)

Heise, B. (1999) Johann Friedrich Overbeck: das künstlerische Werk und seine literarischen und autobiographischen Quellen. Cologne: Böhlau Verlag Publ. (in German)

Hütt, W. (1984) Die Düsseldorfer Malerschule, 1819–1869. Leipzig: Seemann Publ. (in German)

Fahne, A. (1837) Die Düsseldorfer Maler-Schule in den Jahren 1834, 1835 und 1836: Eine Schrift voll flüchtiger Gedanken. Düsseldorf: Schreiner Publ. (in German)

Grewe, C. (2011) ‘Nazarenisch oder nicht? Überlegungen zum Religiösen in der Düsseldorfer Malerschule’ in Baumgärtel, B. Die Düsseldorfer Malerschule und ihre internationale Ausstrahlung, 1819–1918. Petersberg: Imhof Publ., 1, pp. 77–87. (in German)

Karge, H. (2010) ‘Einleitung’ in Schnaases, K. Niederländische Briefe. Hildesheim: Olms-Weidmann Publ., pp. 1–66. (in German)

Karge, H. (2011) ‘ “...erhielt die Praxis der Kunst hier ihr Komplemeant, die Theorie”. Karl Immermann, Karl Schnaase und Friedrich von Uectritz als Mentoren der Düsseldorfer Malerschule’ in Baumgärtel, B. Die Düsseldorfer Malerschule und ihre internationale Ausstrahlung, 1819–1918. Petersberg: Imhof Publ., 1, pp. 63–75. (in German)

Liubin, D. V. (2018) Izobrazitel’noe iskusstvo Germanii vtoroi poloviny 19 – nachala 20 veka. Chast’ 1 [Fine Art of Germany in the Second Half of the 19th – Early 20th Century. Part 1]. Saint Petersburg: Tabula Rasa Publ. (in Russian)

Overbeck, F. (1840) Friedrich Overbeck’s Triumph der Religion in den Künsten: Oelgemälde im Besitze des Städelschen Kunstinstituts zu Frankfurt a. M. Erklärung vom Meister selbst. Frankfurt am Main: Schmerber Publ. (in German)

Püttmann, H. (1839) Die Düsseldorfer Malerschule und ihre Leistungen seit der Errichtung des Kunstvereines im Jahre 1829. Leipzig: Verlag von Otto Wigand Publ. (in German)

Schnaase, K. (1834) Niederländische Briefe. Stuttgart: Johann Georg Cotta Publ. (in German)

Scholl, C. (2012) Revisionen der Romantik: zur Rezeption der “neudeutschen Malerei” 1817–1906. Berlin: Akademie Verlag Publ. (in German)

Опубликован
2022-05-26
Раздел
ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА