СПЕЦИФИКА ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ В ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ А. Н. СЕМЕНОВА

  • Екатерина Викторовна Романовская Arts Square Gallery
Ключевые слова: Арсений Семенов; пейзаж; пространство; пространственное мышление; Ленинградская школа живописи

Аннотация

Статья посвящена творчеству одного из ярких представителей Ленинградской школы живописи — Арсения Никифоровича Семенова. Сегодня работы А. Н. Семенова находятся в собраниях многих музеев России и за рубежом. В Санкт-Петербурге площадками для показа его работ стали Музей искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков, Галерея «Арка» и Arts Square Gallery. Недавно картины А. Н. Семенова были представлены в Мраморном дворце Русского музея на выставке «В поисках современного стиля. Ленинградский опыт. Вторая половина 1950-х – середина 1960-х» (2018). Картины художника выставляются на крупных российских аукционах советского искусства, таких как Совком и Art-Union. В электронных источниках можно найти множество виртуальных галерей с фотографиями картин А. Н. Семенова и даже целые видео-подборки. Тем не менее, несмотря на живой интерес к его творчеству, наследие А. Н. Семенова в целом никогда не было предметом отдельного внимательного изучения. В статье представлены основные факты биографии А. Н. Семенова, дается анализ его пейзажной живописи с точки зрения специфики пространственного мышления живописца. Такой подход объясняется тем, что пространственное мышление является одним из важнейших индивидуальных качеств художника, особенностью его манеры письма и фактором его узнаваемости. Автор приходит к выводу, что  присущая мастеру специфика пространственного мышления заключается в умении перенести на полотно свое личное впечатление от глубоко волнующего его пейзажа. Многолетняя, практически постоянная работа над совершенствованием приемов изобразительного искусства позволяет ему, избегая детализации, но прибегая к технике обобщения, отображать внутреннюю сущность природы, ее душу.

Биография автора

Екатерина Викторовна Романовская, Arts Square Gallery

культуролог, куратор, хранитель коллекции

Литература

Degot' E. Russkoe iskusstvo 20 veka (Russian Art of the 20th Century). Moscow, Trilistnik Publ., 2002. 220 p. (in Russian)

Dzhigarkhanian М. (introd.). Arsenii Semenov. Zhivopis’. Risunok (Arseny Semenov. Painting. Drawing). Saint Petersburg, NP-Print Publ., 2006. 127 p. (in Russian)

Golen'kii G. F. (introd.). A. N. Semenov, S. I. Osipov, K. A. Gushchin. Exhibition catalog. Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1977. 62 p. (in Russian)

Ivanov S. V. K voprosu o leningradskoi shkole zhivopisi (On the Issue of the Leningrad School of Painting). Peterburgskie iskusstvovedcheskie tetradi (Petersburg Art History Notebooks). Issue 28. Saint Petersburg, 2013. P. 235. (in Russian)

Ivanov S.V. Neizvestnyi sotsrealizm. Leningradskaia shkola (Unknown Socialist Realism. Leningrad School). Saint Petersburg, NP-Print Publ., 2007. 450 p. (in Russian)

Klokova O. (ed.). V poiskakh sovremennogo stilia. Leningradskii opyt/Almanakh (Looking for a Modern Style. Leningrad Experience / Almanac). Issue 543. Saint Petersburg, Palace Editions Publ., 2018. 119 p. (in Russian)

Pushkarev V. A. (ed.). Izobrazitel'noe iskusstvo Leningrada. Katalog vystavki (Leningrad Fine Art. Exhibition catalog). Leningrad, Khudozhniki RSFSR Publ., 1976. 326 p.

Pyshnyi I. N. Leningradskaia zhivopisnaia shkola. Sotsrealizm 1930–1980. Nekotorye imena (Leningrad School of Painting. Socialist Realism 1930–1980. Some Names). Saint Petersburg, Kolomenskaia versta Publ., 2008. 344 p. (in Russian)

Romanycheva I. G. Akademicheskaia dacha. Istoriia i traditsii (Academic Dacha. History and traditions). Saint Petersburg, Petropol' Publ., 2009. 182 p. (in Russian)

Strukova A. I. Leningradskaia peizazhnaia shkola. 1930–1940-e gody (Leningrad Landscape Painting School. The 1930s – 1940s). Moscow, Galart Publ., 2011. 336 p. (in Russian)

Опубликован
2019-05-24