КРАСНОЕ И ЧЁРНОЕ В КУЛЬТУРЕ ИСПАНИИ

  • Ксения Андреевна Соколова Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: колористика; красный; чёрный; антитеза; амбивалентность; цветовая символика.

Аннотация

Статья посвящена роли цветообозначений как существенного фрагмента становления национальных культур. Древность возникновения цветовой лексики, наличие развитой системы цветообозначений в большинстве языковых систем, сложность их семантической структуры являются подтверждением важной роли цвета для познавательной деятельности человека.  Исследуется роль амбивалентных цветов «краcного» и «чёрного», составляющих главную цветовую антитезу, начиная с древнейших времён. Основной особенностью колористики памятников искусства Верхнего Палеолита является именно доминирующая роль красного и чёрного, преобладающая над классической триадой «красный — чёрный — белый». Комплексное исследование материала раскрывает историю происхождения некоторых устойчивых выражений с колоративным компонентом, связанные с верованиями, традициями, обычаями, религией, реалиями сегодняшнего дня.

Биография автора

Ксения Андреевна Соколова, Санкт-Петербургский государственный университет

Кандидат филологических наук, ассистент

Литература

Altamira — Altamira. Symposium. Actas del Symposium internacional sobre Arte Prehistórico … al centenario del descubrimiento de las pinturas de Altamira (1879–1979). Madrid. Asturias. Santader 1979. Madrid, Ministerio de Cultura. Publ., 1981. 379 p. (in Spanish)

Alvar J. De la nada al útil de metal. Memoria de España. Madrid, Aguilar Publ., 2004, pp. 9–36. (in Spanish)

Astahova E.V. Tzvet v obraze Ispanii (Color in Image of Spain). Vestnik MGIMO-Universiteta (Vestnik MGIMO University), 2012, no. 3. рр. 142–146. (in Russian)

Beltrán A. El arte rupestre del noroeste español y las corrientes culturales entre el Atlántico. La meseta y el Mediterráneo. Revista de Guimarães, 1995, no. 105, pp. 73–202. (in Spanish)

Beltrán A. Los signos abstractos y los símbolos en el arte paleolítico ibérico y su asociación con las imágenes figurativas. Boletín del Centro Camuno di Studi Preistorici, 1999, vol. 1, pp. 93–98. (in Spanish)

Enciclopedia Española. Madrid, Edelsa Publ., 1921. 674 p. (in Spanish)

Iofan N. A.; Sementsova E. A. Drevnii mir i ego izobrazitel'nye voploshcheniia v doantichnom i antichnom Sredizemnomor’e (Ancient World and Its Pictorial Representations in the pre Antique and Antique Mediterranean). Materialy nauchn. konf. “Vipperovskie chteniia” (1985) (Vipper’s Readings: Conference materials (1985)). Part 1. Moscow, Sovetskii hudojnik Publ., 1988, pp. 46–59. (in Russian)

Ivanov Viach. Vs. Dvoichnaia simvolicheskaia klassifikatsiia v aziatskikh i afrikanskikh traditsiiakh (Double Symbolic Classification in Asian and African Traditions). Narody Azii i Afriki (People of Asia and Africa), 1969, no. 5, pp. 105–115. (in Russian)

Ivanov Viach. Vs. Tsvetovaia simvolika v geograficheskikh nazvaniiakh v svete dannykh tipologii (k nazvaniiu Belorusii) (Color Symbolic in Geographic Names in Relation to Data Typology). Balto-slavianskie issledovaniia (Balto-slavic Studies). Moscow, Nauka Publ., 1981, pp. 163–176. (in Russian)

Jordan P. Neanderthal. Neanderthal Man & The Story of Human Origins. Stroud, Sutton Publ., 1999. 239 p.

Pagani C. Le variazioni antropologico-culturali dei significati simbolici dei colori. 2001. Available at: http://www.ledonline.it/leitmotiv/ (accessed: 15.10.2016). (in Italian)

Preseda F. El traje ibérico. Historia de España Antigua. Protohistoria. Vol. 1. Madrid, Cátedra Publ., 1980, pp. 210–214. (in Spanish)

Santos Yanguas J. Los pueblos de la España Antigua. Madrid, Historia 16 Publ., 1989. 219 p. (in Spanish)

Vives Boix F. La Dama de Elche en el año 2000: análisis tecnológico y artístico. Valencia, Ediciones Tilde Publ., 2000. 142 p. (in Spanish)

Опубликован
2018-12-25