УСТАЛАЯ КОНСТРУКЦИЯ ТЕОРИИ ИСКУССТВА: О МЕТАМОДЕРНИЗМЕ

Ключевые слова: теория искусства; метамодернизм; модернизм; постмодернизм; культура и взрыв; Юрий Лотман; Робин ван ден Аккер; Алисон Гиббонс; Тимотеус Вермюлен; Рауль Эшельман.

Аннотация

Теория современного искусства, очень активная в конце 1970 — начале 1990-х гг., после долгого перерыва разродилась понятием «метамодернизм», которое авторы одноименной книги Робин ван ден Аккер, Алисон Гиббонс и Тимотеус Вермюлен предлагают для описания искусства начала XXI в. Теория метамодернизма по сути дублирует теорию постмодернизма, если не сводить последнюю исключительно к теории симулякров Жана Бодрийяра. В целом анализ книги «Метамодернизм» указывает на принципиальное отвращение к теории как основу теоретизирования ее авторов. Рауль Эшельман в заключительной главе книги отрицает функциональный смысл понятия метамодернизм, что совершенно справедливо, предлагая вернуться к гегелевскому синтезу в поисках единства картины мира, а не ее непрестанной критики. В статье метамодернизм рассматривается в рамках теории «взрывных» и «постепенных» периодов развития культуры, предложенной Юрием Лотманом. С этой точки зрения, метамодернизм можно локализовать как завершение постепенного периода, когда развитие актуального искусства максимально отдаляется от события информационного взрыва (рождения модернизма и его критики в постмодернизме), а усиление консервативных позиций свидетельствует о внутреннем нарастании социокультурного дисбаланса и предчувствии будущих перемен.

 

Биография автора

Екатерина Юрьевна Андреева, Государственный Русский музей

доктор философских наук, кандидат искусствоведения, член AICA, ведущий научный сотрудник

Литература

Adamson G.; Pavitt J. (eds.). Postmodernism: Style and Subversion, 1970–1990. London, V & A Publ., 2011. 320 p.

Akker R. van den; Gibbons A.; Vermeulen T. (eds.). Metamodernizm. Istorichnost’, Affekt i Glubina posle postmodernizma (Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth After Postmodernism). Moscow, RIPOL klassik Publ., 2020. 496 p.

Akker R. van den; Vermeulen T. Periodising the 2000s, or, the Emergence of Metamodernism. Metamodernizm. Istorichnost’, Affekt i Glubina posle postmodernizma (Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth After Postmodernism). Moscow, RIPOL klassik Publ., 2020, pp. 39–82. (in Russian)

Andreeva E. Yu. Postmodernizm: Iskusstvo vtoroi poloviny 20 – nachala 21 veka (Postmodernism: Art in the Second Half of the 20th – 21st Century). Saint Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2007. 488 p. (in Russian)

Andreeva E. Yu. The Problem of Painting around 1980. Rasskazy o khudozhnikakh. Istoriia iskusstva 20 veka (Stories of the Artists. The 20th Century Art History). Saint Petersburg, Akademicheskii proekt Publ., 1999, pp. 199–233. (in Russian)

Eshelman R. Notes on Performatist Photography: Experiencing Beauty and Transcendence after Postmodernism. Metamodernizm. Istorichnost’, Affekt i Glubina posle postmodernizma (Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth After Postmodernism). Moscow, RIPOL klassik Publ., 2020, pp. 419–451. (in Russian)

Krauss R. The Originality of the Avant-Garde: A Postmodernist Repetition. October, 1981, vol. 18 (Autumn), pp. 47–66.

Lotman J. M. Semiosphera (Semiosphere). Saint Petersburg, Iskusstvo-SPb Publ., 2010. 704 p. (in Russian)

Lyotard J.-F. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge. Minneapolis, University of Minnesota Press Publ., 1984. 144 p.

Pavlov A. Metamodernism: A Critical Introduction. Metamodernizm. Istorichnost’, Affekt i Glubina posle postmodernizma (Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth After Postmodernism). Moscow, RIPOL klassik Publ., 2020, pp. 7–32. (in Russian)

Timmer N. Radical Defenselessness: A New Sense of Self in the Work of David Foster Wallace. Metamodernizm. Istorichnost’, Affekt i Glubina posle postmodernizma (Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth After Postmodernism). Moscow, RIPOL klassik Publ., 2020, pp. 257–284. (in Russian)

Toth J. Toni Morrison’s Beloved and the Rise of Historioplastic Metafiction. Metamodernizm. Istorichnost’, Affekt i Glubina posle postmodernizma (Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth After Postmodernism). Moscow, RIPOL klassik Publ., 2020, pp. 122–150. (in Russian)

Tuinen S. van. The Cosmic Artisan: Mannerist Virtuosity and Contemporary Crafts. Metamodernizm. Istorichnost’, Affekt i Glubina posle postmodernizma (Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth After Postmodernism). Moscow, RIPOL klassik Publ., 2020, pp.181–210. (in Russian)

Vermeulen T. Metamodern Depth, or ‘Depthiness’. Metamodernizm. Istorichnost’, Affekt i Glubina posle postmodernizma (Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth After Postmodernism). Moscow, RIPOL klassik Publ., 2020, pp. 349–355. (in Russian)

Опубликован
2021-07-06
Раздел
ТЕОРИЯ ИСКУССТВА