ДОЧЕРИ ЕВЫ В ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

  • Дарья Олеговна Мартынова Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
Ключевые слова: французское искусство; дочери Евы; Ева; женщина-змея; визуальные исследования; искусство и психиатрия; оккультизм; принцип визуальной аналогии.

Аннотация

Статья посвящена анализу появления, формирования и развития образов дочерей Евы во французском искусстве второй половины XIX в. Рассматривая трансгрессивное поведение, контрмифы и контрдискурсы как подрывные стратегии, автор анализирует влияние медицинских учреждений на модификацию сюжета о грехе Евы и змее-искусителе во второй половине XIX в., а также литературные тексты, газетные статьи и визуальные произведения Франции второй половины XIX в. о сюжете о Еве. Помимо этого, переосмысливается художественный образ змея-искусителя как освободителя женщины и роль Евы как положительная для развития человечества на примере художественных образов французского искусства второй половины XIX в. Анализируя эти образы и заметки, можно заметить, что сама Ева и ее дочери рассматриваются с негативной перспективы: как соблазнительницы, грешницы, искусительницы, которые вредят человечеству, несут в себе скрытые опасности и болезни (Фернан Кнопф, Фелисьен Ропс, Альфонс Муха). Это привело к острой потребности переоценки образов Евы и ее дочерей, что можно было проследить в произведениях Одилона Редона, а впоследствии к перелому в отображении женщин второй половины XIX в. — «дочерей Евы» в забытой монументальной живописной работе художницы Мари Кассатт «Современная женщина». В итоге можно прийти к выводу, что образы дочерей Евы взаимозаменяют и в то же время противоречат друг другу, выступая своего рода антиномиями, объединяющими единство противоположностей, что позволяет раскрывать все новые контексты и особенности художественного образа.

Биография автора

Дарья Олеговна Мартынова, Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина

аспирант

Литература

Barabanov N. D. Hair-Snakes. To the Issue of the Semantics of Byzantine Phylacteries with “Hystera”. Vestnik Volgogradskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya (Science Journal of VolSU. History. Area Studies. International Relations), 2019, no. 6, pp. 316–330. (in Russian)

Barter J. Mary Cassatt: Modern Woman. New York, Art Institute of Chicago Publ., 1998. 376 p.

Broude N. Mary Cassatt: Modern Woman or the Cult of True Womanhood? Woman’s Art Journal, 2000–2001, no. 2, pp. 36–43.

Carr C. K.; Webster S. Mary Cassatt and Mary Fairchild MacMonnies: The Search for Their 1893 Murals. American Art, 1994, no. 1, pp. 52–69.

Cole B. Nature and the Ideal in Khnopff’s Avec Verhaeren: Un Ange and Art, or the Caresses. The Art Bulletin, 2009, vol. 91, no. 3, pp. 325–342.

De Lafayette M. Jane Avril Queen of the French Can Can. Paris, New York, Times Square Press Publ., 2015. 121 p.

Delille D. Démystifier le mystique: Joséphin Péladan et les cercles rosicruciens a l’épreuve du rire fin de siècle. Romantisme, 2012, pp. 87–100. (in French)

De Panafieu J.-B. Créatures fantastiques. Paris, Petite Plume de Carotte Publ., 2014. 128 p. (in French)

Deraismes M. Éve dans l’humanité. Paris, L. Klejman Publ., 1868. 230 p. (in French)

Eidenbenz C. Les mots de l’hystérie: de la Salpêtrière au serpentinisme. Namur, Musée Félicien Rops Publ., 2012. 169 p. (in French)

Emery E.; Postlewate L. Medieval Saints in Late Nineteenth Century French Culture: Eight Essays. Michigan, McFarland Publ., 2004. 258 p.

Faxneld P. Satanic Feminism: Lucifer as the Liberator of Woman in Nineteenth-Century Culture. Oxford, Oxford University Press Publ., 2017. 592 p.

Foucault M. The Birth of the Clinic. London, Routledge Publ., 2003. 288 p.

Gordon R. B. From Charcot to Charlot: Unconscious Imitation and Spectatorship in French Cabaret and Early Cinema. Critical Inquiry, 2001, vol. 3, no. 27, pp. 515–549.

Grévin A. Les Filles d’Eve. Paris, Bureaux du Journal Amusant Publ., 1867. 24 p. (in French)

Hoffmann E. Rops: peintre de la femme modern. The Burlington Magazine, 1984, vol. 974, no. 126, pp. 260–265. (in French)

Kerley L. Merriment, Medical Humor, and Masculinity at the Bal de l’Internat, 1897–1911. Nineteenth-Century Art Worldwide 13, 2014, no. 2, pp. 87–102.

Kysela J. D. Mary Cassatt’s Mystery Mural and The World’s Fair of 1893. Art Quaterly, 1966, no. 29, pp. 128–145.

Martin P. J.; Larcher L. J. Anthologie satirique le mal que les poets on dit des femmes. Paris, Hetzel Publ., 1858. 248 р. (in French)

Morin L. Le raid de Rodin. Le Revue des quat’ saisons, 1900, no. 3, pp. 185–192. (in French)

Negovan T. Le Pater: Alphonse Mucha’s Symbolist Masterpiece and the Lineage of Mysticism. Los Angeles, Century Guild Publ., 2019. 224 p.

Neginsky R. Mental Illnesses in Symbolism. Cambridge, Cambridge Scholars Publishing, 2017. 191 р.

Pacyga J. A. Pythons in Paris: Fear and Desire in the French Empire. Journal of the Western Society for French History, 2015, no. 43, pp. 145–154.

Péladan J. Femmes honnêtes. Paris, C. Dalou Publ., 1888. 132 p. (in French)

Preez A. Putting on Appearances: Mimetic Representations of Hysteria. De Arte, 2004, vol. 69, no. 39, pp. 47–61.

Rabinbach A. The Human Motor: Energy, Fatigue, and the Origins of Modernity. New York, Basic Books Publ., 1990. 402 p.

Tardivaux R. La Loie Fuller. Gil Blas Illustré, 1892, December 18, pp. 2–3. (in French)

Unknown author. L’exposition: lui et elle. La Fantaisie Parisienne, 1876, Mai 15, p. 2. (in French)

Unknown author. La musique au jardin des Tuileries. Les Petites affiches de la mode, 1868, Juillet, p. 9. (in French)

Weisberg G. P. Montmartre and the Making of Mass Culture. New Jersey, Rutgers University Press Publ., 2001. 296 p.

Wildschut F.; Clevis K. Ophelia: Sehnsucht, Melancholia and Desire for Death. Amsterdam, Uitgeverij de Buitenkant, 2009. 512 р.

Опубликован
2021-07-06
Раздел
ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ