МИХАИЛ АЛПАТОВ И КАНОН СОВЕТСКОГО ИСКУССТВОЗНАНИЯ

  • Анатолий Владимирович Рыков Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: М. В. Алпатов; советское искусствознание; теория искусства; методология искусствознания; консерватизм.

Аннотация

Статья посвящена проблемам интерпретации «канона советского искусствознания» в научном творчестве Михаила Алпатова. Особое внимание уделяется элементам популистских стратегий в его наследии и возможным источникам его «народнической» культурологической концепции (Ф. Буслаев, П. Муратов, Н. Пунин, В. Воррингер). Выявляется неоднородный характер научной методологии М. В. Алпатова в рамках общего доминирования консервативных и эссенциалистских дискурсов. Автор также акцентирует внимание на наиболее актуальных и перспективных составляющих научного наследия М. В. Алпатова, в той или иной степени связанных с компаративистскими, семиотическими и постструктуралистскими исследованиями. Большое место в статье отведено работе М. В. Алпатова «Художественные проблемы искусства Древней Греции» и оппозиции Россия/Запад в его творчестве. Исследуются компоненты немецкой «консервативной революции» (в частности, культурологии О. Шпенглера) в научных трудах М. В. Алпатова.

Биография автора

Анатолий Владимирович Рыков, Санкт-Петербургский государственный университет

доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор

Литература

Alpatov M. V. Etiudy po vseobshchei istorii iskusstv (Sketches on General History of Arts). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1979. 287 p. (in Russian)

Alpatov M. V. Khudozhestvennye problemy iskusstva Drevnei Gretsii (Artistic Problems of the Art of Ancient Greece). Moscow, Iskusstvo Publ., 1987. 222 p. (in Russian)

Alpatov M. V. Nemerknushchee nasledie (Unfading Legacy). Moscow, Prosveshchenie Publ., 1990. 303 p. (in Russian)

Alpatov M. V. Vospominaniia (Memories). Moscow, Iskusstvo Publ., 1994. 256 p. (in Russian)

Alpatov M.; Wolf M. L. Russian Impact on Art. New York, Philosophical Library Publ., 1950. 352 p.

Beaumont M. A Communion of Just Men Made Perfect: Walter Pater, Romantic Anti-Capitalism and the Paris Commune. Renew Marxist Art History. London, Art Books Publ., 2013, pp. 94–106.

Buslaev F. I. Sochineniia (Works). Vol. 1. Saint Petersburg, Izdanie Otdeleniia russkogo iazyka i slovesnosti Imperatorskoi Akademii nauk Publ., 1908. 552 p. (in Russian)

Dudochkin B. N. About the Creative Heritage of Mikhail Vladimirovich Alpatov. Ferapontovskii sbornik (Ferapontovsky collection). Issue 5. Moscow – Ferapontovo, GosNIIR Publ., 1999, pp. 91– 102. (in Russian)

Fofanov S. Greenberg vs. Kemenov. The Irrelevance of Two Cultures. Iskusstvoznanie (Art Studies), 2016, no. 4, pp. 164–185. (in Russian)

Grashchenkov V. N. To the 125th Anniversary of Teaching the History of Art at Moscow University. Sovetskoe iskusstvoznanie’83 (Soviet Art History’83). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1984, pp. 184–234. (in Russian)

Gubareva O. V. Mikhail Alpatov on the Art of Icons: the Features of His Method. Vremennik Zubovskogo instituta (Annals of the Zubov Institute), 2019, issue 1 (24), pp. 83–98. (in Russian)

Morozova A. V. Otechestvennaia iskusstvovedcheskaia ispanistika. Stanovlenie i razvitie (Russian Art History Spanish Studies. Formation and Development). Saint Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 2016. 352 p. (in Russian)

Muratov P. P. Art and the People. Literatura russkogo zarubezh’ia. Antologiia v shesti tomakh (Literature of the Russian Emigration. Anthology in Six Volumes). Vol. 1. Book 1. 1920–1925. Moscow, Kniga Publ., 1990. Available at: http://az.lib.ru/m/muratow_p_p/text_0080.shtml (accessed: 6 December 2015) (in Russian)

Preobrazhenskii A. Mikhail Vladimirovich Alpatov — a Researcher of Ancient Russian Art. Works of the 1920s – 1930s. Iskusstvoznanie (Art Studies), 2004, no. 2, pp. 530–539. (in Russian)

Preziosi D. Epilogue. The Art of Art History. The Art of Art History: A Critical Anthology. Oxford; New York, Oxford University Press Publ., 2009, pp. 488–503.

Punin N. N. Aleksandr Ivanov. Russkoe i sovetskoe iskusstvo (Russian and Soviet Art). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1976, pp. 56–112. (in Russian)

Rykov A. V. Mikhail Alpatov, or what is Soviet Art History? Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul’turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki (Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice), 2017, no. 12 (86), part 2, pp. 169–174. (in Russian)

Shestakov V. P. Michael Alpatov and Hans Sedlmayr: Russian Impact on Vienna’s School of Art History. Mezhdunarodnyi zhurnal issledovanii kul’tury (International Journal of Cultural Research), 2012, no. 1 (6), pp. 98–100. (in Russian)

Shevelenko I. D. Modernizm kak arkhaizm. Natsionalizm i poiski modernistskoi estetiki v Rossii (Modernism as Archaism. Nationalism and the Search for Modernist Aesthetics in Russia). Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, 2017. 336 p. (in Russian)

Sviderskaia M. I. M. V. Alpatov (1902–1986): Interpretation of the Transition from the Early to High Renaissance in Italian Painting. Reading Experience. Vvedenie v khram (The Presentation in the Temple). Moscow, Iazyki russkoi kul’tury Publ., 1998, pp. 249–263. (in Russian)

Worringer W. Report on Ancient Russian Architecture. Voprosy iskusstvoznaniia (Issues of Art History), 1997, no. 1, pp. 501–511. (in Russian)

Опубликован
2021-05-14
Раздел
ТЕОРИЯ ИСКУССТВА