ИСКУССТВО ПОЛИХРОМНОЙ ПОДГЛАЗУРНОЙ ЖИВОПИСИ В ПЕТЕРБУРГСКОМ ФАРФОРЕ

  • Наталия Владимировна Пиценко Министерство культуры Российской Федерации
Ключевые слова: полихромная подглазурная живопись; Императорский фарфоровый завод; авторский фарфор; Ленинградская керамика; пейзаж; ирреальный; метафорический; семантика образа.

Аннотация

В статье анализируются основные этапы развития полихромной подглазурной живописи в петербургском фарфоре. Особое внимание в исследовании уделяется авторским произведениям, выполненным художниками АО «Императорский фарфоровый завод» в последние десятилетия. Выявление закономерности развития традиций полихромной подглазурной живописи от момента ее освоения на Императорском фарфоровом заводе в эпоху модерна до наших дней позволяет полнее оценить феномен этого уникального направления в искусстве петербургского фарфора. Свобода пространственно-тональных решений, лежащая в основе художественной росписи под глазурью, предоставляет художникам неограниченные возможности метафорической интерпретации мотива, способствует формированию индивидуального художественного подхода, аппелирующего к сложным образно-ассоциативным связям. Способность передавать иную суть вещей в тончайших переходах света и цвета, работа на грани предощущаемого, невыразимого, прочувствованная еще мастерами модерна, воплотились в серьезных и глубоких по содержанию образах ХХ и ХХI вв. Эпоха модерна открыла преимущества этой техники в изображении природных форм и пейзажа, где в значительной степени проявилось влияние символизма. В конце 1920-х гг. выдающиеся произведения в стиле ар деко были созданы Рудольфом Вильде, использовавшим возможности подглазурной техники для создания глубоко символичного образа ирреального пространства. Возрождая технику подглазурной росписи в послевоенный период, художники-фарфористы Виктор Жбанов и Владимир Городецкий применяли новые приемы, стремясь к минимизации художественных средств выразительности, подчеркнутой декоративности росписи. Новый этап в развитии искусства подглазурной живописи, заложивший основы современного авторского фарфора, связан с творчеством Андрея Ларионова и теми художественными процессами, которые обозначили формирование Ленинградской керамики 1970–1980-х гг. В последующие десятилетия ведущие художники фарфорового предприятия Нелли Петрова, Татьяна Чапургина, Нина Троицкая значительно расширили ресурс полихромной подглазурной живописи, которая в авторских произведениях нередко приобретала характер станковости, отличаясь особой глубиной художественного воплощения образов, разнообразием жанров и тем.

Биография автора

Наталия Владимировна Пиценко, Министерство культуры Российской Федерации

искусствовед, эксперт по культурным ценностям

Литература

Agarkova G. D.; Maistrenko I. K. Istoki. Farfor Nelli Petrovoi: katalog vystavki (Origins. Porcelain by Nelly Petrova: Exhibition catalog). Saint Petersburg, Propilei Publ., 2010. 307 p. (in Russian)

Agarkova G.; Petrova N. 250 let Lomonosovomu farforovomu zavodu v Sankt-Peterburge. 1744–1994 (250 Years of the Lomonosov Porcelain Factory in Saint Petersburg. 1744–1994). Leningrad, LFZ; Dezertina Publ., 1994. 249 p. (in Russian)

Andrey Tarkovsky “Captured Time”. Media Archive of the Director Andrey Tarkovsky. URL: http://tarkovskiy.su/texty/vrema.html (accessed: 14.12.2020). (in Russian)

Arsent’eva E. A. et al. Mikhail Sorokin. Nina Troitskaia. Versii: katalog vystavki (Mikhail Sorokin. Nina Troitskaia. Versions: Exhibition catalog). Saint Petersburg, Russkaia kollektsiia Publ., 2017. 143 p. (in Russian)

Baranova O. B. et al. Rudol’f Vil’de (1868–1938). Farfor, steklo, grafika: katalog vystavki (Rudolph Wilde (1868–1938). Porcelain, Glass, Graphics: Exhibition catalog). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2018. 236 p. (in Russian)

Baranova O. B.; Maistrenko I. K. et al. Obrazy prirody v proizvedeniiakh Imperatorskogo farforovogo zavoda 18–21 vekov: katalog vystavki (Images of Nature in Works of the Imperial Porcelain Factory in the 18th – 21st Centuries: Exhibition catalogue). Saint Petersburg, Slaviia Publ., 2020. 101 p. (in Russian)

Borovskii A. D.; Maistrenko I. K. Andrei Larionov. Farfor, zhivopis', grafika: al'bom (Andrei Larionov. Porcelain, Painting, Graphics: Album). Moscow, Sredi kollektsionerov Publ., Saint Petersburg, Art-Kollektsiia Publ., 2015. 262 p. (in Russian)

Borovskii A. D.; Mikhailova E. M. et al. Real’nost’ i volshebstvo. Farfor Nelli Petrovoi (Reality and Magic. Porcelain by Nelly Petrova). Saint Petersburg, Russkaia kollektsiia Publ., 2017. 258 p. (in Russian)

Egorova A. A. Ceramics of Miyagawa Kozan (1842–1916): the Search of Artistic Identity in the Cultural Change’s Epoch. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury (Bulletin of the Saint Petersburg State Institute of Culture), 2014, no. 1(18), pp. 153–158. (in Russian)

Egorova A. A. Sovershenstvo v detaliakh. Iskusstvo Iaponii epokhi Meidzi, 1868–1912: chastnaia kollektsiia: katalog vystavki. T. 4 : Keramika i farfor (Perfection in Detail. Meiji Japanese Art, 1868–1912: Private Collection: Exhibition catalog. Vol. 4: Ceramics and Porcelain). Saint Petersburg, Chistyi list Publ., 2016. 278 p. (in Russian)

Gabriel’ G. N. “Ceramic World” of Leningrad Artists of the Second Half of the 20th Century. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury (Bulletin of the Saint Petersburg State Institute of Culture), 2017, no. 4 (33), pp. 139–143 (in Russian)

Gollerbakh E. F. Plots and Nature of Porcelain Painting. Russkii khudozhestvennyi farfor: sbornik statei o Gosudarstvennom farforovom zavode (Russian Art Porcelain: a Collection of Articles about the State Porcelain Factory). Leningrad, Gosudarstvennoe Izdatelstvo Publ., 1924, pp. 38–68. (in Russian)

Gusarova Iu. V. Leningradskaia keramika kak fenomen otechestvennogo iskusstva vtoroi poloviny 20 veka (Leningrad Ceramics as a Phenomenon of Russian Art in the Second Half of the 20th Century): PhD Thesis. Saint Petersburg, 2011. 195 p. (in Russian)

Ivanova A. V. (ed.). “V sodruzhestve iskusstv”. K 275-letiiu Imperatorskogo farforovogo zavoda: katalog vystavki (“In the Community of Arts”. To the 275th Anniversary of the Imperial Porcelain Factory: Exhibition catalog). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2019. 392 p. (in Russian)

Kudriavtseva T. V. Applied Art Nouveau in Russia. Neo-Russian Version of Art Nouveau. Porcelain Production of the Late 19th – Early 20th Century. Na rubezhe vekov...Iskusstvo epokhi moderna (At the Turn of the Century... Art Nouveau). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2006, pp. 29–45. (in Russian)

Kudriavtseva T. V. Russkii imperatorskii farfor (Russian Imperial Porcelain). Saint Petersburg, Slaviia Publ., 2003. 280 p. (in Russian)

Pavlukhina N. L.; Petrova T. V.; Kumzerova T. V. et al. Tsvet nebesnyi, sinii tsvet... Kobal’t na farfore Imperatorskogo - Lomonosovskogo farforovogo zavoda 18–21 vekov (Heavenly Colour, Celestial Blue… Cobalt on the Porcelain of the Imperial - Lomonosov Porcelain Works. The Eighteenth – to the Twenty First Centuries). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2007. 288 p. (in Russian)

Petrova N. S. Leningradskii farforovyi zavod imeni M. V. Lomonosova. 1944–2004 (Leningrad Porcelain Factory named after M. V. Lomonosov. 1944–2004). Moscow, Global view Publ., Saint Petersburg, Sankt-Peterburg-Orkestr Publ., 2007. 720 p. (in Russian)

Sosnina O. et al. Tat’iana Chapurgina. Zastyvshaia dinamika: al’bom (Tatiyana Chapurgina. Frozen Dynamics: album). Saint Petersburg, 2012. (in Russian)

Turchin V. S. Obraz dvadtsatogo... v proshlom i nastoiashchem: Khudozhniki i ikh kontseptsii. Proizvedeniia i teorii (Image of the Twentieth ... in the Past and Present: Artists and Their Concepts. Works and Theories). Moscow, Progress-Traditsiia Publ., 2003. 644 p. (in Russian)

Yarmosh A. S. Danish and Swedish Porcelain at the World’s Fairs in the End of 19th Century. Trudy istoricheskogo fakul’teta Sankt-Peterburgskogo universiteta (Proceedings of Historical Department of Saint Petersburg University), 2013, pp. 308–318. (in Russian)

Опубликован
2021-05-08
Раздел
ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА XX-XXI ВЕКОВ