КУРАТОРСТВО НА СТЫКЕ ИСКУССТВА, ЭКОЛОГИИ И ПОЛИТИКИ: РЕЗОНАНСНЫЕ ПРОЕКТЫ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ. БРЮГГЕ, СТАМБУЛ, МОСКВА

  • Елена Витальевна Клюшина Российский государственный гуманитарный университет
Ключевые слова: кураторство; биеннале; экология; Брюгге; Стамбул; Москва; кураторский подход; кураторский нарратив.

Аннотация

Целью исследования является сравнительный анализ кураторских стратегий, использованных при организации крупных культурно-выставочных мероприятий 2018– 2019 гг., связанных темой экологии. Кратко обозначив историю вхождения экологической проблематики в кураторский дискурс 2000–2010-х гг., автор подробно разбирает три наиболее резонансные, по его мнению, выставки современного искусства — II Триеннале в Брюгге, XVI Биеннале в Стамбуле и выставку «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100», организованную музеем современного искусства «Гараж» в Москве летом–осенью 2019 г. Адекватность использования кураторских подходов оценивается, исходя из степени их общественного приятия, практической полезности, а также направленности на решение конкретных экологических и других задач, специфических для места проведения выставки. Отдельное внимание в статье уделяется формам реализации идеи демистификации роли куратора, необходимости сохранения прозрачности кураторского нарратива и идейной сверхвидимости выставочной концепции. В связи с этим значительное место в статье уделяется анализу особенностей составления выставочных каталогов, их глоссарного сопровождения, а также реализованных в рамках три- и биеннале образовательных программ.

Биография автора

Елена Витальевна Клюшина, Российский государственный гуманитарный университет

кандидат искусствоведения, доцент

Литература

Altshuler B. Biennials and Beyond: Exhibitions that Made Art History, Volume II: 1962–2002. New York, Phaidon Press Publ., 2013. 412 p.

Altshuler B. Salon to Biennial — Exhibitions that Made Art History, Volume I: 1863–1959. New York, Phaidon Press Publ., 2008. 364 p.

Altshuler B. The Avant-garde in Exhibition: New Art in the 20th Century. New York, Harry N. Abrams Publ., 1994. 288 p.

Bourriaud N. Curator’s Statement. Istanbul Biennial Official Website. Available at: https://bienal.iksv.org/en/16th-istanbul-biennial/curator-s-statement (accessed: 15.07.2020).

Charles W. (ed.). The Two Art Histories: The Museum and the University. London; New Haven, Yale University Press Publ., 2002. 224 p.

Curatorial Team Statement. Triennale Brugge 2018. Available at: https://triennalebrugge2018.be/en/about (accessed: 15.07.2020).

Description of the “Skyscraper” project by StudioKCA. Kickstarter.com. Available at: https://www.kickstarter.com/projects/studiokca/skyscraper-the-bruges-whale (accessed: 15.07.2020).

Farago Cl. J.; Preziosi D. (ed.).Grasping the World: The Idea of the Museum. Aldershot, Ashgate Publ., 2004. 608 p.

Graciano A. Exhibiting Outside the Academy, Salon and Biennial, 1775–1999: Alternative Venues for Display. London, Routledge Publ., 2015. 328 p.

Krauss R. The Cultural Logic of the Late Capitalist Museum. October, 1990, vol. 54, pp. 3–17.

Liquid City, Liquid Life: Major Identity Shift of the Homo Sapiens and Total De-growth. Interview with curator Michel Dewilde, 6th of May 2018, Triennial Bruges. Part II. Available at: https://micheldewildecurator.wordpress.com/ (accessed: 15.07.2020).

Mitiushina A. Interview with Hans Ulrich Obrist. Afisha gorod (Afisha City). July 6, 2010. Available at: https://daily.afisha.ru/archive/gorod/archive/hans_solo/ (accessed: 15.07.2020). (in Russian)

Morton T. Being Ecological. London, Pelican Books Publ., 2018. 240 p.

Müller H.-J. Harald Szeemann. Ausstellungsmacher. Stuttgart, Hatje-Cantz-Verlag Publ., 2006. 168 S. (in German)

O’Doherty B. Inside the White Cube. The Ideology of Gallery Space. Berkeley, California University of California Press Publ., 2000. 120 p.

O’Neill P. The Culture of Curating and the Curating of Cultures. Cambridge, The MIT Press Publ., 2012. 194 p.

Obrist H. U. Ways of Curating. New York, Farrar, Straus and Giroux Publ., 2014. 192 p.

Official page of the exhibition “The Coming World: Ecology as a New Politics 2030–2100” on the website of the Garage Museum of Contemporary Art. Available at: https://garagemca.org/ru/exhibition/the-coming-world-ecology-as-the-new-politics-2030-2100 (accessed: 15.07.2020). (in Russian)

Schubert K. The Curator’s Egg. The Evolution of the Museum Concept from the French Revolution to the Present Day. London, Ridinghouse Publ., 2009. 192 p.

What do Garage Museum of Contemporary Art and ELLE have in Common? Love and Respect for Our Planet and the July Issue of the Magazine. Elle. 18 July, 2019. Available at: https://www.elle.ru/stil-zhizni/events/chto-obshego-u-muzeya-sovremennogo-iskusstva-garazh-i-elle-id6831153/ (accessed: 15.07.2020). (in Russian)

Опубликован
2021-01-27
Раздел
КУРАТОРСКИЕ ПРАКТИКИ