ФЛОРАЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ФАРФОРЕ «ОТТЕПЕЛИ»
Аннотация
Статья посвящена выявлению особенностей интерпретации флоральных мотивов в советском фарфоре эпохи «оттепели» на примере работ художников Ленинградского фарфового завода им. М. В. Ломоносова. Цветочные росписи в этот период трансформируются в полном соответствии с требованиями «современного стиля». Художники предлагают упрощенные, стилизованные изображения цветов, превращая их в самостоятельный мотив и отказываясь от классических для росписи фарфора типов композиции и сложных орнаментов. При этом значительная часть поверхности предметов нередко остаётся не расписанной, что позволяет им показать красоту фарфора как материала и продемонстрировать его высокое качество. Художники-фарфористы выбирают для своих композиций тюльпаны, маки, условные, геометризированные розы и абстрактные цветы. Растительные мотивы приобретают в фарфоре «оттепели» тематическую автономию и активно применяются как в надглазурной, так и в подглазурной росписи. Часто они сближаются с пейзажем, становясь его «символическим заместителем». Таким образом, интерпретация флоральных мотивов в «оттепельном» фарфоре отличается тяготением к стилизации, лаконичностью колористического решения, живописной свободой и своеобразной непосредственностью. Произведения художников Ленинградского фарфового завода им. М. В. Ломоносова, декорированные флоральными композициями, активно экспонировались на региональных, всесоюзных и международных выставках и часто получали высокие оценки на специализированных художественных совещаниях.
Литература
Astrakhantseva T. L. Tipologiia, vidy i zhanry russkoi keramicheskoi skul’ptury pervoi poloviny 20 veka v evoliutsii stilia (Typology, Types, and Genres of Russian Ceramic Sculpture in the First Half of the 20th Century through the Evolution of Style): Full Doctor Thesis Abstract. Moscow, 2015. 66 p. (in Russian)
Chizhova I. B. Nina Pavlovna Slavina. Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1988. 180 p. (in Russian)
Kazakova O. V. (ed.). Estetika “ottepeli”: novoe v arkhitekture, iskusstve, kul’ture (Aesthetics of the “Thaw”: New in Architecture, Art, and Culture). Moscow, ROSSPEN Publ., 2013. 493 p. (in Russian)
Krasil’nikova T. V. Sovremennyi stil’ v sovetskom dekorativno-prikladnom iskusstve perioda Ottepeli (Modern Style in Soviet Decorative and Applied Art of the Thaw Period): PhD Thesis. Moscow, 2004. 327 p. (in Russian)
Makarov K. Our Criteria. Dekorativnoe iskusstvo SSSR (Decorative Art of the USSR), 1967, no. 11, pp. 11–16. (in Russian)
Paperny V. Z. Kul'tura Dva (Culture Two). Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 1996. 384 p. (in Russian)
Pavlukhina N. L.; Petrova T. V.; Kumzerova T. V. et al. Tsvet nebesnyi, sinii tsvet... Kobal’t na farfore Imperatorskogo - Lomonosovskogo farforovogo zavoda 18–21 vekov (Heavenly Colour, Celestial Blue… Cobalt on the Porcelain of the Imperial - Lomonosov Porcelain Works. The Eighteenth – to the Twenty First Centuries). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2007. 288 p. (in Russian)
Petrova N. S. et al. Farfor i roza (Porcelain and Roses). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2010. 160 p. (in Russian)
Petrova N. S. Leningradskii farforovyi zavod imeni M. V. Lomonosova. 1944–2004 (Leningrad Porcelain Factory named after M. V. Lomonosov. 1944–2004). Saint Petersburg, Orkestr Publ., 2006. 719 p. (in Russian)
Popov V. A.; Pruslina K. N. (ed.). Khudozhniki ob iskusstve keramiki. Sovetskaia khudozhestvennaia keramika 1954–1964. Sbornik (Artists about the Art of Ceramics. Soviet Art Ceramics 1954–1964. Collection). Moscow, Iskusstvo Publ., 1971. 310 p. (in Russian)
Shik I. A. et al. Dekorativnyi minimalizm. “Ottepel’ ” v sovetskom farfore (Decorative Minimalism. “The Thaw” in Soviet Porcelain). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2020. (in Russian)
Stepanian N. Konakovsky Faience. Dekorativnoe iskusstvo SSSR (Decorative Art of the USSR), 1965, no. 1, pp. 19–23. (in Russian)
Tikhomirova M. Autumn Bouquet. Dekorativnoe iskusstvo SSSR (Decorative Art of the USSR), 1963, no. 9, pp. 22–24. (in Russian)