«ЛЕНИНГРАДСКИЙ СТИЛЬ» В ДЕКОРАТИВНОМ И ПРОМЫШЛЕННОМ ИСКУССТВЕ: ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
Аннотация
Статья посвящена введению в проблему изучения «ленинградского стиля» в декоративном и промышленном искусстве. Автор определяет «ленинградский стиль» как особый художественный язык произведений декоративного и промышленного искусства. В статье производится анализ публикаций, связанных с декоративным и промышленном искусством Ленинграда, и непосредственно произведений художественной керамики, фарфора, текстиля, ювелирного искусства, художественного стекла. Проявления «ленинградского стиля» в декоративном и промышленном искусстве дифференцируются на формальные (тематические и сюжетные характеристики) и выразительные (особенности работы с формой, колорит, композиция и т. д.). В статье выделяются некоторые характеристики, свойственные всем видам декоративного и промышленного искусства Ленинграда, такие как строгость и лаконичность колорита, четкий отбор необходимых средств художественной выразительности, метафоричность образов, тесная связь с культурой города, поэзией и архитектурой и т. д. Идея о существовании особого «лица» ленинградского декоративного искусства проходит красной нитью в трудах многих исследователей: О. С. Сапанжа, Ю. В. Гусарова, М. С. Широковских, Г. Н. Габриэль, Е. В. Иванова, Я. А. Александрова, И. В. Винченко и др. Новизна исследования состоит в синтетическом объединении различных трудов по узконаправленным отраслям декоративного и промышленного искусства в цельную картину и выявлении точных характеристик термина «ленинградский стиль». Данная статья определяет основные термины и понятия и является фундаментом для проведения дальнейших более глубоких исследований.
Литература
Dashkova E. V. The Concept of “Style”: Genesis and categorical characteristics. Analitika kul'turologii (Analysis of Cultural Studies), 2009, no. 14, pp. 69–72 (in Russian)
Gabriel’ G. N. “Ceramic world” of Leningrad Artists of the Second Half of the 20th Century. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury (Bulletin of the Saint Petersburg State Institute of Culture), 2017, no. 4 (33), pp. 139–143 (in Russian)
Gabriel’ G. N. Avtorskoe iuvelirnoe iskusstvo Leningrada — Sankt-Peterburga vtoroi poloviny 20 veka: Istoki i evoliutsiia (Author’s Jewelry Art of Leningrad — Saint Petersburg in the Second Half of the 20th Century: Origins and Evolution): Ph. D. Thesis. Saint Petersburg, 2002. 168 p. (in Russian)
Gabriel’ G. N. St. Petersburg Enamel: History and Modernity. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Gosudarstvennogo instituta kul’tury (Bulletin of the Saint Petersburg State Institute of Culture), 2010, no. 1, pp. 58–64 (in Russian)
Gusarova Iu. V. Leningradskaia keramika kak fenomen otechestvennogo iskusstva vtoroi poloviny 20 veka (Leningrad Ceramics as a Phenomenon of Russian Art in the Second Half of the 20th century): Ph. D. Thesis. Saint Petersburg, 2011. 264 p. (in Russian)
Iakovleva N. A. (ed.). Analiz i interpretatsiia proizvedeniia iskusstva. Khudozhestvennoe sotvorchestvo (Analysis and Interpretation of the Work of Art. Art Co-creation). Saint Petersburg, Lan’ Publ., 2017. 720 p. (in Russian)
Klokova O. (ed.). V poiskakh sovremennogo stilia. Leningradskii opyt. Vtoraia polovina 1950-kh — seredina 1960-kh godov (In Search of Modern Style. The Leningrad Experience. Second Half of the 1950s — Mid-1960s). Saint Petersburg, Palace editions Publ., 2018. 120 p. (in Russian)
Krapivka L. F. Teoriia stileobrazovaniia v iskusstve (The Theory of Style Formation in the Art). Moscow, Bris-M Publ. 2014. 96 p. (in Russian)
Leningradskii farfor. Al'bom (Leningrad Porcelain. Album). Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ. 1966. 65 p. (in Russian)
Morant H. de. Histoire des arts aécoratifs: des origines à nos jours. Paris, Hachette Publ., 1970. 574 p. (in French)
Shik I. A. Images of Leningrad in Soviet Art Porcelain of the 1930s – Early 1950s. Iskusstvo Evrazii (Art of Eurasia), 2020, no. 2 (17), pp. 236–252 (in Russian)
Shirkovskikh M. S Textile Souvenir of the Second Half of the 20th Century: from “Beauty Issues” to Production Problems. Arkhitekton: izvestiia VUZov (Architecton: Proceedings of Higher Educational Institutions), 2016, issue 8, pp. 211–215. (in Russian)
Shirokovskikh M. S. Industrial Textiles as Part of the Exhibition: on the Problem of Studying Leningrad Fabrics. Arkhitekton: izvestiia VUZov (Architecton: Proceedings of Higher Educational Institutions), 2017, issue 3, pp. 199–204. (in Russian)
Shirokovskikh M. S. Leningrad Calico: from Serial Samples to Art Objects. Aktual'nye problemy teorii i istorii iskusstva (Actual Problems of Art Theory and History: Collection of Articles). Vol. 8. Saint Petersburg, Saint Petersburg University Press Publ., 2018, pp. 424–432. DOI: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-4-40 (in Russian)
Startseva O. E. Products of the Leningrad Art Glass Factory in the Mid-1950s – First Half of the 1960s in the Collection of the Elaginoostrovsky Palace-Museum. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana) (Society. Wednesday. Development (Terra Humana)), 2013, no. 1(26), pp. 161–165. (in Russian)
Subbotina O. S. Figurativnaia plastika v Leningradskom-Peterburgskom khudozhestvennom stekle (Sculpture in the Leningrad-Petersburg Art Glass): Ph. D. Thesis. Saint Petersburg, 2016. 172 p. (in Russian)
Subbotina O. S. The Emergence and Development of the Fiberglass Genre in Soviet Art Glass. Artikul’t (Art&Cult), 2015, no. 18 (2), pp. 56–61. (in Russian)
Takho-Godi A. A. Antichnye ritoriki (Ancient Rhetoric). Moscow, Izdatelstvo Moskovskogo universiteta Publ., 1978. 352 p. (in Russian)
Vitgenshtein L. Filosofskie raboty (Philosophical Work). Part I. Moscow, Gnozis Publ., 1994. 612 p. (in Russian)