ИНИЦИАЛ КАК ПОРТРЕТНАЯ РАМКА: ОТ КНИЖНОЙ ИЛЛЮМИНАЦИИ ДО ОФОРМЛЕНИЯ ПОРТРЕТНЫХ МИНИАТЮР

  • Анна Алексеевна Троицкая Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: портретная миниатюра; портрет; инициал; рамка; иллюминированные манускрипты; Манускрипт Шерборна; Генрих VIII; Лукас Хоренбут; Николас Хиллиард.

Аннотация

В статье исследуются варианты возникновения и композиционные особенности портретов, встречающихся в европейских манускриптах XV–XVI вв. Пространство внутри инициала, заполненное портретным изображением, становится прообразом и формой для портретной миниатюры, нового в искусстве явления. Сам инициал при этом приобретает дополнительную функцию оформления человеческого лица и фигуры подобно рамке. Цель нашего исследования — рассмотреть инициал в качестве обрамления, независимо от его текстовой роли, отдельно от общего декоративного решения, используемого в рукописи. Это возможно сделать, представив контур буквы как границу между портретным изображением и книжной страницей. Необходимо выявить связь этой рисованной рамки с настоящими рамами и окантовками портретов, изучить влияние инициала на портретную миниатюру, появившуюся в английском искусстве в XVI в. Историзованный инициал рассматривается в статье как элемент книжного декора, внутри которого развивается новый портретный жанр. Показаны основные типы моделей, которые встречаются в иллюминированных рукописях, и особенности их изображения. Интерес представляют примеры, показывающие непосредственный перенос стилистических черт, характерных для инициала (композиция, рисунок, фон, орнамент) в пространство самостоятельного миниатюрного портрета. Одним из таких элементов стала лиственная рамка, появившаяся в тюдоровской Англии и особенно часто встречающаяся в обрамлении миниатюр, заказанном принцем Альбертом уже в XIX в.  В статье сопоставлены образцы портретов в английских рукописях и английской портретной миниатюры, позволяющие проследить общие принципы оформления инициала и рамки, выявить отдельные, ранее не исследуемые аспекты оформления портретной миниатюры, на которые оказала влияние книжная иллюминация.

Биография автора

Анна Алексеевна Троицкая, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения, научный сотрудник

Литература

Auerbach E. Tudor Artists: A Study of Painters in the Royal Service and of Portraiture on Illuminated Documents from the Accession of Henry VIII to the Death of Elizabeth I. London, Athlone Press Publ., 1954. 222 p.

Backhouse J. Medieval Birds in the Sherborne Missal. London, British library Publ., 2001. 64 p.

Barratt С. R.; Zabar L. American Portrait Miniatures in the Metropolitan Museum of Art. New York, Metropolitan Museum of Art Publ., 2010. 316 p.

Burchfield L. H. Portrait Miniatures, Origin and Technique. Portrait Miniatures. The Edward B. Green Collection. Cleveland, Cleveland Museum of Art Publ., 1951, pp. 6–8.

Cachaud C. Framing Renaissance Portrait Miniatures in Paris and London. The Frame Blog. Articles, Interviews and Reviews to do with Antique and Modern Picture Frames. December 13, 2017. Available at: https://theframeblog.com/tag/portrait-miniatures/ (accessed: 18.05.2020).

Clark J. G. Monastic Confraternity in Medieval England: the Evidence from the St Albans Abbey Liber benefactorum. Religious and Laity in Western Europe 1000–1400: Interaction, Negotiation, and Power. Turnhout, Brepols Publ., 2006, pp. 315–331.

De Hamel Ch. The British Library Guide to Manuscript Illumination. History and Techniques. London: British library, 2001. 87 p.

Dobiache-Rojdestvensky O. Un Manuscrit de Bede a Leningrad. Speculum. 1928, vol. 3, no 3, pp. 314–321. (in French)

Dobiash-Rozhdestvenskaia O. A. Kul′tura zapadnoevropeiskogo srednevekov′ia: Nauchnoe nasledie (Culture of the Western European Middle Ages: Scientific Heritage). Moscow, Nauka Publ., 1987. 345 p. (in Russian)

Foister S.; Batchelor T. Holbein in England. London, Tate Publ., 2006. 192 p.

Kendrick L. Animating the Letter. The Figurative Embodiment of Writing from Late Antiquity to the Renaissance. Columbus (Ohio), Ohio State University Press Publ., 1999. 326 p.

Mercer E. English Art: 1553–1625. Oxford, Clarendon Press Publ., 1962. 287 p.

Murrell V. J. The Art of Limning. Strong R. Artists of Tudor Court. The Portrait Miniature Rediscovered 1520–1620, Victoria & Albert Museum. London, Victoria & Albert Museum Publ., 1983, pp. 13–27.

Pevzner N. The Englishness of English Art. New York, Praeger Publ., 1956. 218 p.

Schapiro M. The Decoration of the Leningrad Manuscript of Bede. Scriptorium, 1958, vol. 12, no. 2, pp. 191–207.

Scott K. L. Caveat Lector: Ownership and Standardization in the Illustration of Fifteenth-Century English Manuscripts. English Manuscript Studies 1100–1700, 1989, vol. 1, pp. 19–63.

Scott K. L. Later Gothic Manuscripts 1390–1490, Survey of Manuscripts Illuminated in the British Isles. In 2 vol. London, Harvey Miller Publ., 1996. 728 p.

Troitskaya A. A. The Portrait Miniature: Some Issues of Its Origin. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta (Vestnik of Saint Petersburg University). Series 6, 2013, issue 2, pp. 41–47. (in Russian)

Troitskaya A. A. The Role of the Reformation in the Development of the Portrait Miniature. RES HUMANITARIAE, 2017, no. 22, pp. 252–267. DOI: 10.15181/rh.v22i0.1632 (in Russian)

Zolotova E. Iu. Western European Book Miniatures of the 12th – 17th Centuries: Moscow Collections. Moscow, Severnyi palomnik Publ., 2012. 463 p. (in Russian and English)

Zolotova E. Iu. Western European Illuminated Documents in the 13th – 18th Centuries. Current Issues in Research and Cataloguing (the N. L. Likhachev Collection). Iskusstvoznanie (Art Studies Magazine), 2018, no. 1, pp. 140–167. (in Russian)

Опубликован
2020-12-11
Раздел
ИСКУССТВО ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ XIV–XV ВЕКОВ