ПОЗНАНИЕ МИРА ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО: МУЗЕЙНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

  • Елена Валерьевна Логачева Государственный Эрмитаж
Ключевые слова: инклюзия; музейная педагогика; дети с нарушениями слуха; искусство Возрождения; методика обучения истории искусства.

Аннотация

Основной целью данной статьи является знакомство с авторской педагогической методикой, в рамках которой дети с проблемами слуха разной степени тяжести могут познакомиться с историей искусства. Описанный подход относится к типу инклюзивных, рассчитанных на индивидуальный подход к ребенку с учетом его особенностей, возможностей и потребностей. Как известно, ICOM-России провозгласила инклюзию одной из своих важнейших задач в деле эстетического воспитания подрастающего поколения, что делает и проведенное исследование актуальным. Автор не только характеризует теоретические аспекты своей деятельности, но и подробно останавливается на практике музейной работы с детьми, в качестве ее примера ярко описывая праздник, завершающий годовой цикл занятий об искусстве Возрождения. Как видно, методика, рассчитанная на 6 лет обучения, прошла апробацию в музее Эрмитаж в течение целого ряда лет. Ее продуктивность подтверждается и отзывами самих учеников и школьных учителей, задействованных в занятиях. Главный результат многолетней практики — это не только и даже не столько хорошее знание истории искусства, прививаемое ученикам, сколько развитие их творческих способностей, зарождение в них интереса к прикладному искусству, которое может стать для кого-то из них будущей профессией, снятие психологических преград в обучении глухих и слабослышащих и  шире — социализация детей и их активное включение в общество «слышащих» людей. Помимо прочего, еще одной задачей данной статьи является, в целом, акцентирование проблемы обучения слабослышащих детей, которой сегодня нередко уделяется недостаточное внимание.

Биография автора

Елена Валерьевна Логачева, Государственный Эрмитаж

экскурсовод I категории

Литература

Bogdanova T. G. Osnovy spetsial'noi pedagogiki i spetsial'noi psikhologii (Fundamentals of Special Pedagogy and Special Psychology). Moscow, Iurait Publ., 2020. 235 p. (in Russian)

Bogdanova T. G. Surdopsihologiia (Surdopsychology). Moscow, Akademii Publ., 2002. 203 p. (in Russian)

Kopytin A. I. Sovremennaia klinicheskaia art-terapiia (Modern Clinic Art-therapy). Moscow, Kogito-tsentr Publ., 2015. 526 p. (in Russian)

Kopytin A. I.; Svistovskaia E. E. Metody art-terapevticheskoi pomoshchhi detiam i podrostkam. Otechestvennyi i zarubezhnyi opyt (Methods of Art-therapy Aid to Children and Teenagers. Russian and Foreign Experience). Moscow, Kogito-tsentr Publ., 2007. 197 p. (in Russian)

Kopytina A. I. (ed.). Art-terapiia — novye gorizonty (Art-therapy — New Horizons). Moscow, Kogto-tsentr Publ., 2017. 336 p. (in Russian)

Kutkina N. G. Muzeinaia inkliuziia: sociokul'turnaia adaptatsiia invalidov i liudei s ogranichennymi vozmozhnostiami (Museum’s Inclusion: Social-Cultural Adaptation of Disabled People). Available at: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/28515/1/978-5-91256-438-3_2019_060.pdf (accessed: 29.05.2020). (in Russian)

Piskun O. Iu. Prakticheskaia surdopsihologiia: sovremennyi vzgliad (Practical Surdopsychology: Modern Understanding). Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2014. 30 p. (in Russian)

Platonova O. V. Art-terapiia v khudozhestvennom muzee (Art Therapy in the Museum of Art). Saint Petersburg, SpetsLit Publ., 2000. 142 p. (in Russian)

Popova E. G. Introducing Children with Hearing Impairments to the Sociocultural Heritage of the State Hermitage Museum. Obrazovanie detei s narusheniem slukha (Education of Children with Problems of Hearing). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University Publ., 2012, pp. 181–187. (in Russian)

Rechitskaia E. G. (ed.). Surdopedagogika (Surdopedagogy). Moscow, VLADOS Publ., 2004. 655 p. (in Russian)

Rechitskaia E. G. Museum Learning in System of Social Cultural Rehabilitation of People with Disorders of Hearing. Pedagogicheskie tehnologii vospitatel'noi raboty v spetsial'nykh (korrektsionnykh) shkolakh I i II vida (Pedagogical Technologies of Education in Special (Correctional) Schools of the I and the II Types). Part 1. Moscow, 2009, pp. 226–244. (in Russian)

Rechitskaia E. G. Technologies for the Development of Creative Abilities of Students with Disabilities in the Modern Educational Space. Territoriia detstva rebenka s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostiami (Territory of Childhood of Children with Special Educational Needs). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University Publ., 2015, pp. 135–137. (in Russian)

Rechitskaia E. G.; Kuligina T. Iu. Razvitie emotsional'noi sfery detei s narusheniem i sokhrannym slukhom (Development of Emotional Sphere of Children with Hearing Loss and with Good Hearing). Moscow, 2016. 15 p. (in Russian)

Solodiankina E. V.; Kraevaia L. I. Muzeinaia rabota kak faktor razvitiia i vospitaniia detei s narusheniiami slukha (Museum’s Learning as a Factor of Development and Education of Children with Hearing Loss). Available at: https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/06/18/solodyankina_e.v._kraevaya_l.i._doklad_na_konf.docx (accessed: 29.05.2020) (In Russian)

Veis T. Kak pomoch' rebenku? Opyt lechebnoi pedagogiki v Kemphill-obshhinakh (How to Help the Child? Experiments of Medical Pedagogy in Camphill-Societies). Available at: http://bdn-steiner.ru/modules/Books/files/6301.pdf (accessed: 29.05.2020). (in Russian)

Vygotsky L. S. Osnovy defektologii (Fundamentals of Defectology). Saint Petersburg, Lan' Publ., 2003. 654 p. (in Russian)

Vygotsky L. S. Pedagogicheskaia psihologiia (Pedagogical Psychology). Moscow, AST Publ., 2005. 670 p. (in Russian)

Vygotsky L. S. Psihologiia iskusstva (Psychology of Art). Rostov na Donu, Feniks Publ., 1998. 480 p. (in Russian)

Vygotsky L. S. Myshlenie i rech' (Understanding and Speaking). Moscow, Labirint Publ., 1999. 352 p. (in Russian)

Опубликован
2020-11-05
Раздел
МЕТОДОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА