«СТЕКЛЯННЫЙ» СТОЛИК ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II

  • Татьяна Борисовна Семенова Государственный Эрмитаж
Ключевые слова: Екатерина II; Георг Кёниг; стекло; мебель; интерьер; Эрмитаж.

Аннотация

Использование цветного стекла в производстве мебели XVIII в. было крайне редким. Обычно мебельщики ограничивались введением в декор стеклянной инкрустации. Памятников с более сложной отделкой сохранилось крайне мало. Один из них — столик из коллекции Эрмитажа, который является уникальным художественным произведением, впервые атрибутируется мастеру Георгу Кёнигу и датируется 1793 г. Он был изготовлен в соответствии с планами Екатерины II не для бытового использования, а в качестве экспоната в «собрании редкостей» Императорского Эрмитажа. Помимо столешницы, выполненной из стекла красивого голубого тона, это изделие украшено стразами (имитаторы алмазов) на ножках и стеклянными медальонами на царге. Первоначально под столешницей свисали хрустальные подвески (утрачены в XIX в.). После изготовления, по повелению Екатерины II, столик был помещен в «Алмазную», которая являлась дворцовой сокровищницей.

Литература

Baudrillard J. The System of Objects. London, New York, Verso Publ., 2005. 224 p.

Bott I. K. Tsarskoselskaia mebel’ i ee koronovannye vladeltsy (Furniture from the Tsarskoye Selo and its Crowned Owners). Saint Petersburg, Aurora Publ., 2009. 256 p. (in Russian).

Bott I. K.; Kaneva M. A. Russkaia mebel. Istoria. Stili. Mastera (Russian Furniture. History. Styles. Masters). Saint Petersburg, Iskusstvo Publ., 2003. 512 p. (in Russian)

Bott I. Russian furniture of a Scottish architect. Cameron — for Catherine the Great. Angliyskii vkus imperatrizy. Tsarskoye celo Ekateriny Velikoi (Empress’s English Taste. Tsarskoye Selo of Catherine the Great). Saint Petersburg, Museum Tsarskoe Selo Publ., 2019, pp. 103–113. (in Russian).

Dedinkin M. (ed.). Ermitazh eia Velichestva (Her Imperial Majesty's Hermitage). Saint Petersburg, The State Hermitage Publ.,2014. 319 p. (in Russian).

Dorigato A. Le verre de Murano. Verone. Citadelles et Mazenod Publ., 2003. 400 p. (in Italian)

Gallo R. Giuseppe Briati e l’arte del vetro a Murano nel XVIII secolo, Venezia, Camera di Commercio Industria e Agricoltura Publ., 1953. 66 p. (in Italian)

Georgi I. Opisaniie rossiisko-imperatorskogo stolichnogo goroda Sankt-Peterburga i dostoprimechatelnostei v okrestnostyah onogo (Description of the Russian Imperial Capital Saint Petersburg and Sightseeing in Surrounding Area). Saint Petersburg, Land Szlachta infanty corps Publ.,1794. 757 p. (in Russian)

Guseva N. (ed.). M. V. Lomonosov i elizavetinskoe vremia (Mikhail Lomonosov and the Time of Elizabeth). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2011. 595 p. (in Russian)

Guseva N.; Semenova T. Russian 18th-Century Art Furniture in the Hermitage collection. Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2015. 431 p.

Kagan J. Gem Engraving in Britain from Antiquity to the Present. Oxford, The Beazley Archive and Archaeopress Publ., 2010. 495 p.

Kagan J. O. Materials on the History of Russian Glyptics: Alex Esakov and Peter Dobrohotov. Iz istorii mirovogo iskusstva i kultury. Sbornik statei k 75-letiyu Iuriia Aleksandrovicha Rusakova (1926–1995) (From the History of World Art and Culture. Jury Aleksandrovich Rusakov 75th Anniversary Digest of Articles (1926–1995). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2003, pp. 331–373. (in Russian)

Piotrovsky B. B. (ed.) Ermitazh. Istoriia stroitel’stva i arkhitektura zdanii (Hermitage. History of Buildings Erection and Architecture). Leningrad. Stroiizdat Publ., 1989. 560 p. (in Russian).

Piotrovsky M. B. (ed.). Catherine the Great. An Enlightened Empress. Catalogue. Edinburgh, NM Enterprise Limited Publ., 2012. 224 p.

Semenova T. Artifact in Historical Space of the New Hermitage. The Pyramid with Cameos and Showcases for Gems in the Shape of a Pyramid. Aktualnye problemy teorii i istorii iskusstva (Actual problems of Theory and History Art). Vol. 8. Saint Petersburg, Saint Petersburg University Press Publ., 2018, pp. 708–714. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-8-70 (in Russian)

Semenova T. Christian Meÿer, a Marquetry Master from Saint Petersburg. Furniture History. The Journal of the Furniture History Society. Volume XLVII. London, Furniture History Society Publ., 2011, pp. 125–150.

Semenova T. Istoriya Jermitazha v zerkale vitrin (The Hermitage History in the Reflection of Glass Cases). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2014/ 157 p. (in Russian)

Svin'in P. P. Dostoprimechatelnosti Sankt-Peterburga i ego okrestnostei (Sightseeing of Saint Petersburg and Surroundings). Vol. 4. Saint Petersburg, Plavilshchikov Publ., 1821.195 p. (in Russian)

Troinitskii S. Russian Polyphemus Wax Person. Foreword and publication by Bezrukova A. Nasche naslediye (Our Heritage), 2014, no. 109. Available at: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/2014-109.php (accessed: 04.04.2020) (in Russian)

Zanella V. Quarenghi Giacomo. Architetto a Pietroburgo. Lettere e altri scritti.. Venezia. Albrizzi Editori Publ., 1988. 515 p. (in Italian)

Опубликован
2020-11-04
Раздел
ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ XVIII–XX ВВ.