ВИРТУОЗНЫМ ПЕРОМ О ЛЕГЧАЙШЕЙ КИСТИ: ОБ ЭПИТАФИИ ЭЛЬ ГРЕКО, СОЧИНЕННОЙ ГОНГОРОЙ

  • Инна Александровна Шалудько Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: Гонгора; Эль Греко; сонет; эпитафия; анализ текста.

Аннотация

Статья посвящена проблемам интерпретации поэтического текста. В качестве материала используется один из самых известных и часто рассматриваемых в специальной литературе погребальных сонетов Гонгоры — эпитафия Эль Греко. Автор применяет оригинальный метод, основанный на выделении в смысловой структуре текста эксплицитного и имплицитного уровней содержания, а также определении соответствующих им параметров описания. В качестве единиц описания смысловой структуры текста предлагаются следующие параметры: хронотоп, субъектно-объектная структура, диспозиция, модальность, сюжет, композиция и образ. Анализ показывает, что эксплицитное содержание сонета (хронотоп, субъектно-объектная структура, диспозиция, модальность) вполне традиционно для данной жанровой формы. Что касается имплицитного уровня (сюжет, композиция и образ), то здесь происходит смещение акцента, так что ключевая идея сонета состоит не в восхвалении достоинств почившего живописца Эль Греко и даже не в авторской трактовке темы смерти. Поэт воспользовался формой эпитафии, для того, чтобы, во-первых, акцентировать роль современного ему искусства, изобразительного и словесного, возвысившегося над ремеслом благодаря авторскому началу, и, во-вторых, привлечь внимание к тезису о непрерывности культурного процесса, возносящей его активного участника, творца, над бренностью земного существования.

Биография автора

Инна Александровна Шалудько, Санкт-Петербургский государственный университет

Доктор филологических наук, доцент, старший преподаватель

Литература

Alonso D. Estudios y ensayos gongorinos. Madrid, Gredos Publ., 1970. 601 p. (in Spanish)

Alonso D. La lengua poética de Góngora. Madrid, CSIC Publ., 1961. 230 p. (in Spanish)

Bergmann E. L. Art Inscribed: Essays on Ekphrasis in Spanish Golden Age Poetry. Cambridge, Harvard University Press Publ., 1979. 351 p.

Blanco M. Arquitectura funeraria y pintura en un soneto de Góngora. Cultura oral, visual y escrita en la España de los Siglos de Oro. Madrid, Visor Publ., 2010, pp. 101–132. (in Spanish)

Carreira A. La especificidad del lenguaje gongorino. Bulletin hispanique, 2010, vol. 112, no. 1, pp. 89–112. (in Spanish)

Ciocchini H. Góngora y la tradición de los emblemas. Bahía Blanca, Edición de los Cuadernos del Sur, Universidad Nacional del Sur Publ., 1960. 71 p. (in Spanish)

Dubois G. W. Gongora’s Sonnet on El Greco’s Tomb: A Reconsideration. Romance Notes, 2014, vol. 54, no. 2, pp. 187–194. (in Spanish)

Entrambasaguas J. de. Estudios y ensayos sobre Góngora y el Barroco. Madrid, Editora Nacional Publ., 1975. 279 p. (in Spanish)

Góngora L. de. Sonetos completos. Madrid, Clásicos Castalia Publ., 1985. 345 p. (in Spanish)

Jammes R. Góngora y el espacio en el tiempo (1609–1615). El poeta soledad: Góngora 1609–1615. Zaragoza, Prensas Universitarias de Zaragoza Publ., 2011, pp. 15–32. (in Spanish)

Jammes R. La obra poética de don Luis de Góngora y Argote. Madrid, Castalia Publ., 1987. 560 p. (in Spanish)

Llamas Martínez J. Estilo en los sonetos funerales de Lope, Góngora y Quevedo. La Perinola, 2014, no. 18, pp. 289–320. (in Spanish)

Scholz-Hänsel M. El Greco. Hong Kong; Köln; London; Los Angeles; Madrid; Paris; Tokyo, Taschen Publ., 2006. 96 p.

Shalud'ko I. A. Implitsitnost' kak printsip tekstoobrazovaniia i analiza literaturnogo teksta (na materiale ispanskikh literaturnykh pamiatnikov XII–XVII vv.) (Implicitness as a Principle of Text Formation and Analysis of the Literary Text: Based on Spanish Literary Monuments of the 12th–17th Centuries): D. Sc. Thesis. Saint Petersburg, 2016. 600 p. (in Russian)

Ustinova I. V. Poeziia Gongory i ispanskaia literatura XVII veka: kul'teranizm i kontseptizm v filosofsko-teologicheskoi i kul'turnoi traditsii Ispanii (Gongora’s Poetry and Spanish Literature of the 17th Century: Culteranismo and Conceptismo in the Philosophical Theological and Cultural Tradition of Spain). Moscow, St. Tikhon’s Orthodox University Publ., 2008. 297 p. (in Russian)

Опубликован
2018-12-25