АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В ИСКУССТВЕ ХРИСТИАНСКОГО ЕГИПТА (ПО МАТЕРИАЛАМ ТКАНЕЙ ИЗ СОБРАНИЯ ЭРМИТАЖА)

  • Ольга Владимировна Ошарина Государственный Эрмитаж
Ключевые слова: Раннехристианское искусство Египта; Эрмитаж; ткани; символ; аллегория; Дионис и его спутники; рай.

Аннотация

В связи с отсутствием в раннехристианской традиции коптов сложившихся иконографических композиций, в ясных формах выражавших символику спасения и обретения новой жизни, коптские мастера были вынуждены заимствовать некоторые образы и аллегории из богатого наследия своих предшественников. На формирование сюжетов и образов, представленных на позднеантичных египетских тканях, оказало влияние сразу несколько художественных традиций. Наиболее заметный след, несомненно, оставило наследие эллинистического искусства. Из репертуара греко-римской культуры были заимствованы и по-новому интерпретированы аллегории, мифологические образы и символы. Художники обращаются к самым драматичным, легко узнаваемым сюжетам с определенной прообразовательной символикой. Иногда выбор того или иного античного символа был уже в самое раннее время рекомендован или регламентирован отцами Церкви, как это было в случаях с образами орла, павлина, феникса, льва, винограда. В других случаях традиционные античные изображения «освящались» христианскими богословами только с течением времени, как это было, например, с изображением полета квадриги Александра Македонского или сценой рождения богини Афродиты. При создании рисунков для текстильных композиций мастера привлекают мозаики и рельефы, торевтику и изделия из слоновой кости, живопись и миниатюры, обращаясь в каждый период к ведущему художественному направлению. В сложении и формировании рассмотренных композиций на протяжении IV–VIII вв. проходит несколько этапов, акцентирующих то или иное символическое значение сцены. Одни изображения выполняли функцию оберега или защитного амулета, другие намекали на близость к картине рая, третьи воспринимались как символ христианского воскресения.

Биография автора

Ольга Владимировна Ошарина, Государственный Эрмитаж

кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник, хранитель

Литература

Ägypten. Schätze aus dem Wüstensand. Kunst und Kultur der Christen am Nil: Katalog zur Ausstellung. Wiesbaden, Ludwig Reichert Verlag Publ., 1996. 410 p. (in German)

Belobrova O. A. (transl.). Physiologist. Institute of Russian Literature of Russian Academy of Sciences. Official web-site. Available at: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4967 (accessed: 01.03.2020) (in Russian)

Brune K.-H. Der koptische Reiter. Jäger, König, Heiliger: ikonographische und stilistische Untersuchung zu den Reiterdarstellungen im spätantiken Ägypten und die Frage ihres “Volkskunstcharakters”. Altenberge, Oros Publ., 1999. 400 p. (in German)

Buschhausen H. Byzantinische Mosaiken aus Jordanien. Wien, Schallaburg Publ., 1986. 251 p. (in German)

Clédat J. Le monastère et la nécropole de Baouî. MIFAO. Vol. 12. Le Caire, 1904. 600 p. (in French)

Cramer M. Des Christlich koptische Ägypten. Einst und Heute.Wiesbaden, Harrassowitz Publ., 1959. 142 p. (in German)

Crum W. E. Coptic Monuments: catalogue général des antiquités égyptiennes du Musée du Caire, nos 8001–8741. Le Caire, Musée du Caire Publ., 1902. 217 p. (in French)

Cumont F. Oriental Religions in Roman Paganism. Mineola, Dover Publications, 1980. 298 p.

Du Bourguet P. Catalogue des étoffes coptes. I. Paris, Musée National du Louvre Publ., 1964. 671 p. (in French)

Dunbabin K. M. D. The Mosaics of Roman North Africa: Studies in Iconography and Patronage. Oxford, Clarendon Press Publ., 1978. 303 p.

Friedman F. (ed.). Beyond the Pharaohs: Egypt and the Copts in the 2nd to 7th centuries A.D. Providence, RI, Museum of Art Publ., 1989. 296 p.

Georgievskii A. I. Gregory of Nyssa. Bogoslovskie trudy (Theological Works), 1976, no.16, pp. 44–52. (in Russian)

Grabar A. Christian Iconography. New York, American Philosophical Society Publ., 1968. 775 p.

Kakovkin A. (ed.). Sokrovishcha koptskoi kolletstsii Gosudarstvennogo Ermitazha (The Treasures of the Coptic Collection of the State Hermitage Museum). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2004. 120 p. (in Russian)

Kakovkin A. Ia. On Two Coptic Fabrics with the Image of Heracles. Vizantiia i Blizhnii Vostok (Byzantium and the Near East). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 1994, pp. 41–54. (in Russian)

Kalavrezou J. Byzantine Women and their World. London, Yale University Press Publ., 2003. 336 p.

L’Art Copte en Égypte, 2000 ans de christianisme : cat. d’exp. Paris, Institut du Monde Arabe Publ., 2000. 521 p. (in French)

Lechitskaia O. Aphrodite Anadyomene. Interpretation of the Coptic Textile Images. Cultural Heritage of Egypt and Christian Orient, 2007, vol. 4, pp. 261–278.

Leclercq H. Dauphin. Dictionnaire d’archéologie chrétienne et de liturgie (DACL). En 15 vol. Vol. 4, Partie 1: D – Domestici. Paris, 1920. Col. 283–295. (in French)

Lewis S. The Iconography of the Coptic Horseman in Byzantine Egypt, Journal of the American Research Center in Egypt (JARCE), 1973, vol. 10, pp. 27–63.

Maguire H. An Early Christian Marble Relief at Kavala. Bulletin of the Сhristian Archaeological Society. Athens, 1991–1992, pp. 283–295.

Maguire H. Christians, Pagans and the Representation of Nature. Rhetoric, Nature and Magic in Byzantine Art. Aldershot, Ashgate Publ., 1998. 336 p.

Maguire H. Garments Pleasing to God: The Significance of Domestic Textile Designs in the Early Byzantine Period. Dumbarton Oaks Papers, 1990, vol. 44, pp. 215–224.

Matz Fr. Die Dionysischen Sarkophage. Teil 4. Berlin, Deutsches Archäologisches Institut Publ., 1975. 433 p. (in German)

Nauerth C. Aphrodite und Pendant auf koptischen Stoffen in Heidelberg und Freiburg. Studien zur fruhchristlichen Kunst III. Wiesbaden, 1986, pp. 29–38. (in German)

Nauerth C. Herakles. Iconographische Vorarbeiten zu mythologischen Themen der Koptischen Kunst. Dielheimer Blätter zum Alten Testament und seiner Rezeption in der Alten Kirche, 1989, Beiheft No 8, Heidelberg, pp. 728–838. (in German)

Newbold W. R. The Eagle and the Basket on the Chalice of Antioch. American Journal of Archeology, 1925, vol. 29, pp. 357–380.

Schrenk S. Textilien des Mittelmeerraumes aus spätantiker bis frühislamischer Zeit. Riggisberg, Abegg-Stiftung Publ., 2004. 520 p. (in German)

Shepherd D. Saints and a Sinner on Two Coptic Textiles. The Bulletin of the Cleveland Museum of Art, 1971, December, pp. 331–338.

Stauffer A.; Нill M.; Evans H. C.; Walker D. Textiles of Late Antiquity: Catalogue of the Exhibition at the Metropolitan Museum of Art from December 14, 1995 to April 7, 1996. New York, Metropolitan Museum of Art Publ., 1995. 48 p.

Thompson D. Coptic Textiles in the Brooklyn Museum. New York, Brooklyn Museum Publ., 1971. 124 p.

Urzhenovski A. The Figure of Orpheus in the early Christian Iconography. Archeologia (Archeology), 1971, no. 21, pp. 112–123. (in Bulgarian)

Uvarov A.S. Christianskaia simvolika. Ch. 1. Simvolika Christianskogo perioda (Christian Symbolism. Part 1. Symbolism of the Christian Period). Moscow, G. Lissner and D. Sobko Publ., 1908. 212 p. (in Russian)

Zelinskii F. F. Charis. The Idea of Piety in Ancient Religion. Logos, 1914, vol. 1, no. 1, pp. 111–149. (in Russian)

Опубликован
2020-11-04
Раздел
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО