«ДИВЫ ДИВНЫЕ»: СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Т. Н. БЕЗПАЛОВОЙ-МИХАЛЕВОЙ

  • Ида Александровна Шик Государственный Эрмитаж
Ключевые слова: фарфор; сказка; мифология; Т. Н. Безпалова-Михалева; Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова.

Аннотация

Тема сказки была одной из самых значительных для советского фарфорового искусства, будучи созвучной самому его духу, поскольку оно нередко творило некую идеальную, «сказочную» реальность, в которой «добро» побеждает «зло», а жизнь полна радости и изобилия. Статья посвящена выявлению специфики трактовки сказочных образов в творчестве художника Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова Т. Н. Безпаловой-Михалевой. В своих работах она обращается к авторским и народным сказкам, славянской мифологии и восточной тематике. Сказочные образы Т. Н. Безпаловой-Михалевой отражают как общую идейно-стилистическую эволюцию искусства фарфора 1930-х – 1970-х гг., так и изменения ее собственного творческого стиля. Работы художника 1930-х – 1940-х гг. отличаются развернутой нарративностью. В числе любимых сюжетов
Т. Н. Безпаловой-Михалевой — сказки Пушкина  и народные сказки. Для ранних работ художника характерна свободная композиция, некоторая условность форм, экспрессия, яркий колорит. Начиная со второй половины 1930-х гг. роспись приобретает большую упорядоченность и строгость. В 1940-е гг. Т. Н. Безпалова-Михалева активно работает с росписью кобальтом, в том числе в композициях на сказочные темы, которые отличаются особой живописностью. В произведениях 1960-х – 1970-х гг. она нередко предпочитает изображение отдельных сцен или сказочных/мифологических персонажей. В начале 1960-х гг. художник отдает должное «современному стилю» и создает лаконичные композиции, основываясь на традициях народного искусства. Во второй половине 1960-х гг. интерес к славянской мифологии сочетается в работах Т. Н. Безпаловой-Михалевой со сложностью и разнообразием форм, техническим совершенством и изысканностью колорита. В 1970-е гг. характерный для этого периода праздничный, жизнерадостный декоративный стиль воплощается художником в виртуозно исполненных нежных или, напротив, ярких по колориту произведениях на сказочную тематику. Авторские сказки Т. Н. Безпаловой-Михалевой «Волшебная уточка», «Златокудрая Айно», «Подарок Ахто» по своим сюжетным линиям близки народным сказкам, а их образы и персонажи находят параллели в ее фарфоровых композициях.

Биография автора

Ида Александровна Шик, Государственный Эрмитаж

кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник, хранитель

Литература

Andreeva L. V. Sovetskii farfor. 1920–1930 gody (Soviet Porcelain. 1920s – 1930s). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1975. 339 p. (in Russian)

Bezpalova-Mikhaleva T. N. About Me and My Comrades. Forum dlia kollektsionerov antikvariata (Forum of Antiques Collectors). Available at : http://www.antique-salon.ru/forum/lofiversion/index.php/t68367.html (accessed: 22.12.2018) (in Russian)

Bezpalova-Mikhaleva T. N. Stikhi i proza khudozhnika Sankt-Peterburgskogo Farforovogo zavoda im. Lomonosova Tamary Nikolaevny Bezpalovoi-Mikhalevoi (1912–1991) (Poems and Prose of the Artist of the Saint Petersburg Porcelain Factory named after M. V. Lomonosov Tamara Nikolaevna Bezpalova-Mikhaleva (1912–1991)). Saint Petersburg, 1992. 95 p. (manuscript) (in Russian)

Bylinkin V. K.; Magomedova D. M. From Observations of the Bestiary of Alexander Blok: Birds Gamayun, Sirin, Alkonost and others. Bestiarii v slovesnosti i izobrazitel'nom iskusstve (Bestiary in Literature and Art). Moscow, Intrada Publ., 2012, pp. 41–59. (in Russian)

Grushko E. A.; Medvedev Iu. M. Slovar' slavianskoi mifologii (Dictionary of Slavic Mythology). Nizhnii Novgorod, Russkii kupets Publ., 1995. 368 p. (in Russian)

Ivanova A. V. and others. Ekho Russkikh sezonov: katalog vystavki (Echo of Russian Seasons; Exhibition Catalogue). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2009. 176 p. (in Russian)

Kramarenko L. G. Dekorativnoe iskusstvo Rossii XX veka: k probleme formoobrazovaniia i slozheniia stilia predmetno-prostranstvennoi sredy (Decorative Art of Russia in the 20th Century: Towards the Problem of Formation and Addition of the Style of the Subject-Spatial Environment): Full Doctor of Arts Thesis. Moscow, 2005. 241 p.

Makarov K. Our Criteria. Dekorativnoe iskusstvo SSSR (Decorative Art of the USSR), 1967, no. 5, pp. 11–16. (in Russian)

Petrova N. S. Leningradskii farforovyi zavod imeni M. V. Lomonosova. 1944–2004 (Leningrad Porcelain Factory named after M. V. Lomonosov. 1944–2004). Saint Petersburg, Orkestr Publ., 2006. 719 p. (in Russian)

Popov V. A.; Pruslina K. N. (ed.). Khudozhniki ob iskusstve keramiki. Sovetskaia khudozhestvennaia keramika 1954–1964. Sbornik (Artists about the Art of Ceramics. Soviet Art Ceramics 1954–1964. Collection). Moscow, Iskusstvo Publ., 1971. 310 p. (in Russian)

Shchetinina N. A. and others. V nekotorom tsarstve…: katalog vy’stavki (In Some Kingdom…: Exhibition Catalog). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2015. 296 p. (in Russian) (in Russian)

Опубликован
2020-04-26
Раздел
ОБРАЗЫ БАЛЕТА И ФАРФОРОВОЕ ИСКУССТВО