БАЛЕТ «КРАСНЫЙ МАК» И ОБРАЗЫ ТАО ХОА В СОВЕТСКОМ ФАРФОРЕ

  • Юй Чжэн Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Ключевые слова: балет «Красный мак»; Тао Хоа; Китай; Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова; Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки); советский массовый фарфор; повседневная культура.

Аннотация

Статья посвящена теме взаимосвязи балета и скульптуры на примере образов балета «Красный мак» в фарфоровой пластике, выявлению их сходства и взаимопроникновения, отчасти повлиявших на проникновение  высокого искусства в массовую культуру. В исследовании говорится о потребности в индивидуализации жилого пространства, вследствие чего в пространстве повседневности 1950-х – 1960-х гг. закрепляется тиражная фарфоровая пластика. Раскрывая основные темы для создания фарфоровых скульптур и композиций, автор отмечает закономерность как выбора балетной тематики, так и внимание к многонациональности и уникальности различных народов, в том числе и Китая. Уточняется и причина популяризации балета, которая видится в новом статусе этого вида искусства, как «визитной карточки» СССР. Итак, балет «Красный мак» одновременно является и образом советского балета и отражением национального своеобразия Китая, на базе которого такие скульпторы-художники, как Е. А. Янсон-Манизер и О. С. Артамонова воплотили в своих работах идею изящества и красоты балетного искусства и представление о цветущем Китае. В работах Янсон-Манизер передан образ Тао Хоа, созданный Г. С. Улановой. Три образа балерины подчеркивают отстраненную, холодную красоту китайской женщины и передают точные детали китайского костюма, головного убора и такого важного аксессуара, как веер. Кроме этого, художница отражает физическую красоту, грацию, воздушность и динамичность танцовщицы, передавая, в том числе, и гениальность самой Улановой. Работы Артамоновой отходят от балета и  передают своеобразие китайской культуры в положениях корпуса и рук, то есть  в изяществе тонкой, хрупкой позы. Точность росписи скульптур, отражающая колорит китайской культуры, характерна и для  работ этой художницы.

Биография автора

Юй Чжэн, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

аспирант

Литература

Adamenko E. R.E. A. Janson-Manizer’s Sculpture Collection in the Museum of the Vaganova Ballet Academy. Images of G. Ulanova. Vestnik Akademii Russkogo baleta imeni A. Ia. Vaganovoi (Bulletin of Vaganova Ballet Academy), 2014, no. 6 (35), pp. 137–148. (in Russian)

Astrakhantseva T. L. Dance Motif in Art Deco Ceramic Sculpture. From Diaghilev’s Russian Seasons to the Dancing Uzbek. Balet (Ballet), 2014, no. 3 (186), pp. 22–28. (in Russian)

Zakharov R. Sochinenie tantsa. Stranitsy pedagogicheskogo opyta (The Composition of the Dance. Pages of Pedagogical Experience). Moscow, Iskusstvo Publ., 1983. 237 p. (in Russian)

Loginova O. V. Sculptor Elena Aleksandrovna Ianson-Manizer and the Series of Her Works Devoted to the “Oriental” Ballet “The Fountain of Bakhchisaray”. Orientalism. Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaia sreda. Vestnik MGHPA (Decorative Art and the Subject-Spatial Environment. Bulletin of Moscow State Stroganov Academy of Design and Applied Arts), 2011, no. 4-2, pp. 58–66. (in Russian)

Portnova T. V. Ballet And Sculpture (Theoretical Description of the Expressive Language of Plastic Arts through Synchronous Analysis). Chelovek i kul'tura (Man and Culture), 2014, no. 4, pp. 16–31.(in Russian)

Portnova T. V. Images of Russian Ballet in the Sculpture of Small Forms of the Late 19th – First Third of the 20th Century. Universitetskii nauchnyi zhurnal (Humanities and Science University Journal), 2012, no. 2, pp. 138–145. (in Russian)

Sapanzha O. S.; Balandina N. A. Soviet Porcelain in the Space of Everyday Culture of the 1950s – 1960s: Development of Ideas and Images. Novoe iskusstvoznanie (New Arts Studies), 2019, no. 1, pp. 64–70. (in Russian)

Sapanzha O. S.; Balandina N. A. Stravinsky’s Firebird and Petrushka in Soviet Porcelain: the Question of the Development of Images. Vestnik Akademii Russkogo baleta imeni A. Ia. Vaganoi (Bulletin of Vaganova Ballet Academy), 2018, no. 1 (54), pp. 69–78. (in Russian)

Sapanzha O. S.; Balandina N. A. The Ballet “Red Poppy” in the Space of Soviet Everyday Culture. Vestnik Akademii Russkogo baleta imeni A. Ia. Vaganovoi (Bulletin of Vaganova Ballet Academy), 2017, no. 1 (48), pp. 33–39. (in Russian)

Slonimskii Iu. I. Sovetskii balet. Materialy k istorii sovetskogo baletnogo teatra (Soviet Ballet. Materials to the History of Soviet Ballet). Moscow, Leningrad, Iskusstvo Publ., 1950. 368 p. (in Russian)

Startseva O. E. Attribution of Soviet Porcelain of the First Half of the 20th Century in Museology. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Society. Environment. Development), 2011, no. 3 (20), pp. 162–166. (in Russian)

Опубликован
2020-04-26
Раздел
ОБРАЗЫ БАЛЕТА И ФАРФОРОВОЕ ИСКУССТВО