ДЯГИЛЕВСКИЕ СЕЗОНЫ: ОБРАЗ ЮРОДИВОГО В ЭСКИЗАХ ХУДОЖНИКОВ К ОПЕРЕ «БОРИС ГОДУНОВ»

  • Ольга Анатольевна Туминская Государственный Русский музей
Ключевые слова: опера «Борис Годунов»; театральные постановки; Дягилевские сезоны; эскизы образа юродивого; И. Я. Билибин; К. С. Петров-Водкин; Ф. Ф. Феодоровский.

Аннотация

Представленные в статье материалы демонстрируют степень интереса художников, оформлявших оперу М. П. Мусоргского на текст А. С. Пушкина «Борис Годунов», к образу юродивого. Изучение поставленного вопроса выявило изменение взглядов на художественное оформление спектакля «Борис Годунов». Главным действующим лицом становится народ. Декорации и костюмы героев в ранних спектаклях ориентировались на персоналии, в более поздних (советского времени) — на расстановку массовки. В сценографии оперы «Борис Годунов» конца XIX – начала XX вв., в том числе в постановках Дягилевских сезонов, выявляется внимание художников к прорисовке индивидуальных черт образа блаженного — в оформлении его костюма, грима, жестикуляции и мимики. Таковы эскизы К. С. Петрова-Водкина, впервые представленные на выставке «К.С. Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения» в Русском музее в 2018 г. Они демонстрируют умение художника передать вместе с необычной внешностью и атрибутами (железный колпак, вериги) и индивидуальные черты блаженного, описание которых сохранилось в житийной литературе о святых юродивых. Этот пример указывает на долговечность традиционной памяти народа. В тоже время образ юродивого, сохранившийся в авторских эскизах, отходит от установленного иконографического канона в изображении святых юродивых, представленного в иконах XVI–XVII вв. В постановках оперы «Борис Годунов» дореволюционной поры народ как главное действующее лицо не рассматривался. Главная интрига разворачивалась вокруг роли царя Бориса и его оппонентов. Образ юродивого был введен для контраста и рассматривался как противостояние власти. В постановках оперы более позднего времени Юродивый становится гласом народа, и именно эскизы блаженного совместно с другими представителями русского народа времен XVI–XVII вв. открывают художникам послереволюционного времени новую возможность его изображения. Малоизученными в современном искусствознании оказались эскизы художников конца XIX – начала XX вв., воспроизводящие образы юродивого. Сохранившиеся рисунки принадлежат нескольким известным музеям нашей страны или находятся в частных собраниях. Эскизы театрального художника Ф. Ф. Феодоровского к опере «Борис Годунов» обращены к созданию образа народа, подмечены типы и характеры русских людей низшего сословия Древней Руси. В его подготовительных работах к оформлению спектакля «Борис Годунов» в 1927 г. отразилось современное художнику явление — борьба с религией. Видимо, по этой причине образ юродивого был представлен как один из образов простолюдинов. Ф. Ф. Феодоровский мастерски овладевает приемами монументального оформления массового спектакля, вводит понятие «ярусности» сцены, «широкого мазка», изготавливает макеты архитектурных построек с обязательным расчетом на их освещение. Показательно, что некоторые художники оставили свои воспоминания по поводу работы над оперой «Борис Годунов». В рисунках открывается глубина таланта художника, дух эпохи, стилистические особенности, знание истории и много другое. Рассмотренные в данной статье сохранившиеся эскизы могут быть полезны как специалистам по Новому и Новейшему времени, так и ученым-медиевистам.

Биография автора

Ольга Анатольевна Туминская, Государственный Русский музей

доктор искусствоведения, заведующая сектором эстетического воспитания Методического отдела

Литература

Burova G. K. Aleksander Iakovlevich Golovin. Iskusstvo (Art). 1940, no. 5, pp. 97–107. (in Russian)

Diagilev i ego epokha. Posviashchaietsia 300-letiiu Peterburga (Diaghilev and His Era. Dedicated to the 300-th Anniversary of St. Petersburg). Saint Petersburg, Palace Editions Publ., 2001. 319 p. (in Russian)

Diagilev S. P. Difficult Questions. Mir iskusstva (World of Art), 1898, no. 1–2, pp. 58–59. (in Russian)

Etkind M. M. Book Review: S. A. Onufrieva. A. Golovin. Sovetskie khudozhniki teatra i kino (Soviet Artists of the Theater and Cinema. 77/78). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1980, pp. 268–273. (in Russian)

Feodorovskii F. F. Moia rabota nad operoi “Boris Godunov” (My Work on the Opera “Boris Godunov”). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1957. 170 p. (in Russian)

Gorodetskii B. P. Dramaturgiia Pushkina (Pushkin’s Playwriting). Moscow, Leningrad, Academy of Sciences of the USSR Publ. 1953. 360 p. (in Russian)

Granovskaia N. I. The Holy Fool in the Tragedy of Pushkin. Russkaia literatura (Russian Literature), 1964, no. 2, pp. 92–94. (in Russian)

Ilinskii N. Istoricheskoe opisanie goroda Pskova i ego drevnikh prigorodov s samogo ikh osnovaniia, zakliuchaiushchee v sebe mnogie dostoinye liubopytstva proiskhodimosti. Sostavlennoe iz mnogikh drevnikh letopistsov, nadpisei, zapisok i Rossiiskoi istorii Nikolaem Ilinskim (Historical Description of the City of Pskov and Its Ancient Suburbs from Their Foundation, Containing Many Curious Cases. Compiled from Many Ancient Chroniclers, Inscriptions of Notes and Russian History by Nikolai Il’inskii). Parts 1–6. Saint Petersburg, Tipografia B. L. Geka Publ., 1794. 380 p. (in Russian)

Kotel’nikov V. A.; Lebedeva E. S. (ed.). Dukhovnyi truzhenik: A. S. Pushkin v kontekste russkoi kultury (Spiritual Worker: A. S. Pushkin in the Context of Russian Culture). Saint Petersburg, Nauka Publ., 1999. 550 p. (in Russian)

Kuzma Sergeyevich Petrov-Vodkin. K 140-letiiu so dnia rozhdeniya (Kоzma Sergeevich Petrov-Vodkin. For the 140th Anniversary of His Birth). Saint Petersburg, Palace Editions Publ., 2018. 208 p. (in Russian)

Lifar S. M. Diagilev i s Diagilevym (Diaghilev and with Diaghilev). Moscow, Vagrius Publ., 2005. 616 p. (in Russian)

Medieval Costume, its Appearance and Cut Swordmaster. Org. ru. Available at: https://swordmaster.org/historicalsuits (accessed 10.01.2020) (in Russian)

Pruzhansky A. M. (ed.). Otechestvennye pevtsy. 1750–1917: slovar (Russian Singers, 1750 –1917: Dictionary). In 2 vol. Moscow, Sovetskii kompozitor Publ., 1991–2000. (in Russian)

Puskin A. S. Polnoe sobraniye sochineniy (Complete works). In 9 vol. Vol. 6. Moscow, GOSLITIZDAT Publ., 1935–1938. 424 p. (in Russian)

Tuminskaia O. A. Blazhennye i iurodivyye v russkoy ikone 16–19 vekov (The Blessed and the Holy Fools in the Russian Icon of the 16th – 19th Centuries). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University Publ., 2014. 203 p. (in Russian)

Vodonos E. I. Russian Theater Artists of the Early 20th Century in the Museum’s collection. Saratovskii gosudarstvennyy khudozhestvennyi muzei imeni A. N. Radishcheva (Saratov State Art Museum named after A. N. Radishcheva). Vol. 7. Saratov, Areal Publ., 1995, pp. 20–24. (in Russian)

Опубликован
2020-04-26
Раздел
«РУССКИЕ СЕЗОНЫ» В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ И СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ