ЭХО ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ В ФОТОГРАФИИ: ОПЫТ ЧТЕНИЯ СТРАНИЦ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В ПРОЕКТАХ АРТ-ФОТОГРАФОВ 1990-X-2010-Х ГОДОВ

  • Ирина Юрьевна Чмырева НИИ Российской академии художеств
Ключевые слова: фотография; политическая история; символический жест; семантический код; Россия; Аргентина; Бразилия; Китай; Мексика; арт-фотография; акт перечитывания; пост-память; файл.

Аннотация

Фотография контекстна. В основе процесса «чтения» фотографии, как правило, лежит предварительное знание контекста, который определяет способ интерпретации изображения. Знание ключевых фактов истории ряда государств, таких как Аргентина, Бразилия, Китай, Россия, в которых за последние четыре десятилетия социополитическая ситуация была противоречива, — это обычная база, предваряющая исследование фотографии в этих странах. Историки фотографии исходят из убеждения, что политическая история уже написана и главная цель исследователя визуальности — сосредоточиться на индивидуальных практиках художников. Очевидцы и участники исторических событий указывают на связь между политическими актами и фотографией, и она, как данность, имеющая статичную интерпретацию, упоминается от текста к тексту, вместо того, чтобы стать предметом самостоятельного изучения. Это исследование предлагает обратную перспективу: прочитать особенности политической ситуации разных стран в проектах арт-фотографов, принадлежащих к нескольким близким во времени поколениям в искусстве. Мы наблюдаем за арт-фотографией 1990-х – 2010-х гг., исходя из убеждения в близости языка высказывания (и системе кодов) художников одного поколения, и выявляем сходство в созданных ими экспериментальных образах. Появление этого сходства является результатом общности процесса конструирования языка внутри современного, информационного периода истории со свойственным ему глобалистическим набором семантических кодов. Работа в этом направлении требует определения соотношения глобалистического, регионального (национального) и личного в творчестве отдельных авторов. В результате исследования мы приходим к выводу, что в художественных произведениях фотографии экспериментальная форма, выражение личного стиля, интонации часто есть лишь оболочка ядра — знания истории, очевидцем которой выступает автор. Процесс чтения проектов арт-фотографии исходит из доверия к художникам как рефлексирующим и независимым очевидцам политических событий, что и позволяет выявить специфику политической истории разных стран. Основные авторы, чьи работы стали предметом исследования: Адриана Гройсман, Хуан Травник, Марсело Бродский (Аргентина), Жильван Баррето (Бразилия), Мо И (Китай), Пабло Ортис Монастерио (Мексика).

 

Биография автора

Ирина Юрьевна Чмырева, НИИ Российской академии художеств

кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник

Литература

Barreto G. Moscouzihno. Rio de Janeiro, Tempo Dimagem Publ., 2012. 96 p.

Brodsky M. 1968: The Fire of Ideas. Mexico, Editorial RM Publ., 2018. 66 p.

Brodsky M. Good Memory. Buenos Aires, La Marca Editora Publ., 1997. 96 p.

Groisman A. Sutures. 10th International Festival of Photography PhotoVisa. Catalogue. Krasnodar, PhotoVisa Publ., 2019, pp. 62–63.

Mai I. Lektsii po istorii izobrazitelnogo iskusstva (Lectures on History of Fine Arts). 1989– 1992. Krasnodar Art college. Abstract (authorized) (in Russian)

Mo Yi. Red. 10th International Festival of Photography PhotoVisa. Catalogue. Krasnodar, PhotoVisa Publ., 2019, pp. 58–61.

Mo Yi: 1983-89. Tokyo, Zen Photo gallery Publ., 2016. 144 p.

Monasterio P. 43. Decaparecen? Paco Robles, Nazraeli Press Publ., 2016. 56 p. (in Spanish)

Ritchin F. After Photography: Where Do We Go from Here? Lecture at the Garage MCA, Moscow. 28.05.2019. Video record.

The official site of Adriana Groisman, Buenos Aires, Argentina – New York City, USA. Available at: www. adrianagroisman.com (accessed: 29.05.2019)

The official site of Four Corners visual research project, NYC, USA. Available at: www. fourconers.com (accessed: 29.05.2019)

The official site of Gilvan Barreto, Rio de Janeiro, Brazil. Available at: www.gilvanbarreto.com (accessed: 29.05.2019)

The official site of Marcelo Brodsky, Buenos Aires, Argentina. Available at: www. marcelobrodsky.com (accessed: 29.05.2019)

The official video of the project of A. Groisman “Sutures”. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=ml1uKKVevBM (accessed: 29.05.2019)

Travnik J. Biografia. The official site of Centro Virtual de Arte Argentino. Available at: cvaa.com.ar/03biografias/travnik.php (accessed: 29.05.2019)

Yakimovich А. Speech. Round Table Dedicated to the Issue of the Book Pozdnesovetskoe Iskusstvo (Late Soviet Art). (Moscow, 2018). Organizer: Russian Academy of Arts. Place: Russian Academy of Arts. 15.05.2019. Protocol (in Russian)

Опубликован
2020-02-12
Раздел
ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ