«МИР ФАНТОМОВ»: АВТОМАТИЗМ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФОТОГРАФИИ

  • Ида Александровна Шик Государственный Эрмитаж
Ключевые слова: сюрреализм; фотография; экспериментальная фотография; бескамерная фотография; соляризация; брюляж; дисторсия; cliché-verre.

Аннотация

В статье рассматривается интерпретация концепции автоматизма в сюрреалистической фотографии 1920-х – 1980-х гг. на материале произведений фотографов, работавших во Франции (Ман Рэй, Брассай, М. Табар), Бельгии (Р. Юбак), Чехии (В. Райхманн, М. Гак, М. Коречек), Великобритании (Б. Брандт), США (Ф. Соммер). Фотография становится для сюрреалистов разновидностью автоматического письма, предлагая новый взгляд на привычные вещи и раскрывая оптически-бессознательное реальности, недоступное невооруженному человеческому глазу. Сюрреалистический автоматизм проявляет себя как в «прямых» снимках, сделанных с близкого расстояния, так и в экспериментальных работах в техниках бескамерной фотографии, соляризации, брюляжа, дисторсии и т.д., в которых конечный результат отдается на откуп случаю. Экспериментальные работы фотографов-сюрреалистов демонстрируют безграничность творческих возможностей фотографии с помощью чисто фотографических средств, без какой бы то ни было имитации живописи,  отказываясь от конвенционального «реализма» фотоискусства. Привычная реальность в работах фотографов-сюрреалистов трансформируется, приобретая неожиданный облик. Фотоснимки, актуализирующие концепцию автоматизма, ставят под вопрос соотношение объективного и субъективного в фотографическом произведении и подрывают статус фотографии как простого «зеркала» реальности, в то же время сохраняя с нею непосредственную связь. В отличии от других сюрреалистических концепций, автоматизм и принцип двойного образа не получат широкого распространения в современном фотоискусстве, предпочитающем репрезентативность и шоковые эффекты случайностям и свободной игре воображения.

Биография автора

Ида Александровна Шик, Государственный Эрмитаж

кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник, хранитель

Литература

Bate D. Photography and Surrealism: Sexuality, Colonialism and Social Dissent. London, I. B. Tauris Publ., 2004. 240 p.

Bauerova J. Petr Balíček – fotograf. Opava, 2012. 123 p. (in Czech)

Benjamin W. Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit: drei Studien zur Kunstsoziologie. Frankfurt am Main, Suhrkamp Publ., 1973. 155 p. (in German)

Bouqueret C. Raoul Ubac. Photographie. Paris, Léo Scheer Publ., 2000. 282 p. (in French)

Brandt B. A statement of photography by Bill Brandt. Bill Brandt Archive Ltd. Available at: http://www.billbrandt.com/Library/statementbybrand.html (accessed: 30.03.2015)

Breton A. Manifesto du surréalisme. Paris, Gallimard Publ., 1985. 177 p. (in French)

Dufek A. Vilém Reichmann. České Budějovice, FOTO MIDA Publ., 1994. 300 p. (in Czech and English)

Frederick Sommer in Context. National Gallery of Art, Washington. Available at: http://www.nga.gov/content/ngaweb/Collection/photographs/frederick-sommer.html (accessed: 21.04.2014)

Heiting M. (ed.). Man Ray. Paris, Taschen, 2008. 190 p.

Isaev S. A.; Gal’tsova E. D. (eds.). Antologiia frantsuzskogo siurrealizma. 1920-e gody (Anthology of French Surrealism. The 1920s). Мoscow, GITIS Publ., 1994. 392 p. (in Russian).

Jaguer E. Les mystères de la chambre noire : le surréalisme et la photographie . Paris, Flammarion Publ., 1982. 223 p. (in French)

Krauss R. The Photographic Conditions of Surrealism. October, 1981, vol. 19, pp. 3–34.

Matheson N. (ed.). The Sources of Surrealism: Art in Context. Aldershot, Lund Humphries Publ., 2006. 853 p.

Michal Macků’s official web site. Available at: http://www.michal-macku.eu/ (accessed: 15.10.2019)

Primus Z. Miloš Koreček: Phantomasia. Berlin, ex pose verlag, 1989. 66 p.

Primus Z. Vilém Reichmann: Fotografien. Berlin, ex pose verlag, 1989. 133 p. (in German)

Sayag A.; Lionel-Marie A. Brassai: the Monograph. Boston, New York, London, A Bulfinch Press Book Publ., 2000. 319 p.

Shik I. A. “Starinnaia paranoidnaia stena” Leonardo da Vinci v surrealisticheskoi fotografii (Leonardo da Vinci’s “Old Paranoid Wall” in Surrealist Photography). Aktual'nye problemy teorii i istorii iskusstva (Actual Problems of Theory and History of Art). Vol. 6. Saint Petersburg, NP-Print Publ., 2016, pp. 582–591. DOI: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-8-66 (in Russian)

Shik I. A. Naidennye ob’’ekty v surrealisticheskoi fotografii (Found Objects in Surrealistic Photography). Aktual'nye problemy teorii i istorii iskusstva (Actual Problems of Theory and History of Art). Vol. 8. Saint Petersburg, St. Petersburg Univ. Press Publ., 2018, pp. 527–534. DOI: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-5-51

Valoch J. (intr.). Vilém Reichmann: grafogramy a kresby: kat. výstavy, Brno 27. 11. 1990 — 01. 01. 1991. Brno, Dům umění města Brna Publ., 1990. 24 p. (in Czech)

Опубликован
2020-02-12
Раздел
ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ