ИСТЕРИЧЕСКАЯ АРКА В ТВОРЧЕСТВЕ ЛУИЗ БУРЖУА. К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ЗНАЧЕНИИ ОБРАЗА

  • Дарья Олеговна Мартынова СПб ГАИЖСА им. И. Е. Репина при Российской академии художеств
Ключевые слова: Луиз Буржуа; истерическая арка; современное искусство; принцип визуальной аналогии; гендерные исследования; истерия; художественные репрезентации истерии; энвайронмент; телесность; стигматизация; вытесненный образ; культурная память.

Аннотация

Статья посвящена анализу значения и поиску происхождения образа истерической арки в творчестве Луиз Буржуа на примере двух работ: скульптур «Клетка» («Арка истерии») и «Арка истерии». Представляя собой механизм возвращения вытесненных событий и образов, художественный метод Луиз Буржуа по большей части воспроизводит уже виденное, но забытое. К таким образам относится и истерическая арка, ставшая символом социокультурного феномена второй половины XIX в. под названием истерия. Описывая значение и отражение художественной классификации истерии в визуальном искусстве второй половины XIX в., автор анализирует и изменение восприятия истерического дискурса в ХХ в., определяя семантику истерической арки в творчестве Луиз Буржуа через рассмотрение этого художественного образа. В результате автор приходит к выводу, что, исследуя истерию через скульптуру, Л. Буржуа возвращает преданное забвению прошлое истерии XIX в. как болезни, в которой воплощаются диспозитив сексуальности, проблемы клиники и власти. Фундаментально исследуя этот феномен с длинной историей, она создаёт свидетельство действительного существования истерических поз, анализируя художественные репрезентации истерии, сформировавшиеся в больнице Сальпетриер в Париже. Кроме того, Л. Буржуа обращается и к современным ей интерпретациям истерии феминистским движением, отрицая принадлежность этого заболевания к какому-либо полу и разрушая исторически сложившийся миф об истерии — наделенности им исключительно женщин, отдавая дань исследованиям, проведенным в больнице Сальпетриер.

Биография автора

Дарья Олеговна Мартынова, СПб ГАИЖСА им. И. Е. Репина при Российской академии художеств

аспирант

Литература

Appignanesi L. Mad, Bad and Sad: a History of Women and the Mind Doctors from 1800 to the Present. London, Virago Press Publ., 2009. 560 p.

Askew L.; Offay A. Louise Bourgeois: A Woman Without Secrets. Edinburgh, National Galleries of Scotland Publ,, 2014. 104 p.

Bernadac M.-L. Louise Bourgeois. Paris, Flammarion, 2006. 207 p. (in French)

Bourgeois L. Destruction of the Father, Reconstruction of the Father: Writings and Interviews, 1923–1997. London, The MIT Press Publ., 1998. 384 p.

Breton A.; Aragon L. Le Cinquantenaire de l'Hysterie (1878–1928). La Révolution Surréaliste, 1928, no. 11, pp. 20–21. (in French)

Charcot J.-M.; Richer P. Les Démoniaques dans l’Art. Paris, Delahaye et Lecrosnier Publ., 1887. 116 р. (in French)

Didi-Huberman G. Invention of Hysteria: Charcot and the Photographic Iconography of the Salpêtrière. Cambridge, Massachusetts, The MIT Press Publ., 2003. 392 p.

Foucault M. Volia k istine: po tu storonu znaniia, vlasti i seksual’nosti. Raboty raznykh let (The Will to Truth: beyond Knowledge, Power and Sexuality. Works of Different Years). Moscow, Kastal’ Publ., 1996. 448 р. (in Russian)

Gerard G. (ed.) Siurrealizm. Vozzvaniia i traktaty mezhdunarodnogo dvizheniia s 1920-kh godov do nashikh dnei (Surrealism. Declarations and Tractates of the International Movement from the 1920s to the Present Day). Moscow, Gileia Publ., 2018. 448 p. (in Russian)

Hunter D. The Makings of Dr. Charcot's Hysteria Shows: Research Through Performance. New York, Edwin Mellon Press Publ., 1998. 154 p.

Hutchison Sh. Convulsive Beauty: Images of Hysteria and Transgressive Sexuality. Claude Cahun and Djuna Banes. Symploke, 2003, vol. 11, no. 1/2, pp. 212–226.

Larratt-Smith P. (ed.). Louise Bourgeois: The Return of the Repressed: Psychoanalytic Writings. London, Violette Editions Publ., 2012. 504 p.

Lehmann M.-R. The 1938 Exposition internationale du surréalisme and Acte manqué: The Terror of Memory and the Terror to Come. Lingua Romana, 2018, vol. 13, no. 1, pp. 99–112.

Micale M. S. Hysteria and its Historiography: A Review of Past and Present Writings (II). History of Science, 1989, no. 27, pp. 319–351.

Mitchell J. Mad Men and Medusas: Reclaiming Hysteria and the Effects of Sibling Relationships on the Human Condition. Harmondsworth, Basic Books Publ., 2000. 382 p.

Morris Fr. (ed.) Louise Bourgeois. Exhibition catalogue. London, Tate Publ., 2007. 320 p.

Richer P. Études cliniques sur l'hystéro-épilepsie ou grande hystérie. Paris, Delahaye et Lecrosnier Publ., 1881. 784 p. (in French)

Rosemont P. Surrealist Women: An International Anthology. Austin, University of Texas Press Publ., 1998. 576 p.

Shik I. A. Siurrealisticheskaia fotografiia 1920-h–1970-h gg.: kliuchevye konceptsii i problemy (Surrealist Photography of the 1920s – 1970s: the Key Concepts and Problems): PhD Thesis. Saint Petersburg, 2018. 384 p. (in Russian and English)

Turkina O. Luiz Burzhua: iashhik Pandory (Louise Bourgeois: Pandora's Box). Moscow, Ad Marginem Press Publ., 2015. 136 p. (in Russian)

Wye D.; Smith C. The Prints of Louise Bougeois. New York, The Museum of Modern Art Publ., 1994. 256 p.

Опубликован
2020-02-12
Раздел
ИСКУССТВО XX В.