ЭРМИТАЖ КАК ФАКТОР ИСТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОГО НЕОФИЦИАЛЬНОГО ИСКУССТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

  • Георгий Алексеевич Соколов Государственный Эрмитаж
Ключевые слова: Эрмитаж; ленинградское неофициальное искусство; Владимир Стерлигов; Александр Арефьев; Михаил Шемякин; Григорий Длугач; группа «Эрмитаж»; Тимур Новиков; Иван Сотников; «Ноль-объект»; институциональная история искусства.

Аннотация

Статья ставит вопрос о том, насколько сильно и каким именно образом Эрмитаж — не просто как музей, а как явление культуры — оказывал влияние на художников ленинградского неофициального искусства. В условиях ограниченного доступа к актуальной художественной жизни для многих музей (и в целом история искусств) становился одним из возможных источников творческих импульсов. В Эрмитаже копировали произведения старых мастеров, что могло стать точкой отсчёта для оригинальных художественных поисков. Кроме того, здесь заводили друзей — небольшое количество посетителей на протяжении 1950-х гг. приводило к тому, что немногочисленные завсегдатаи знали друг друга в лицо и нередко завязывали дружеские связи, становившиеся и художественными связями. Для художников школы Г. Длугача источником было копирование картин старых мастеров, для многих других вдохновением служил ранний французский модернизм — от импрессионистов до Матисса и Пикассо. А третьи, такие, как А. Арефьев, использовали музейное собрание как источник мотивов, динамики, экспрессии. Неофициальное искусство вступало и в институциональные контакты с Эрмитажем: на выставке «художников-такелажников» 1964 г., при внесении в музей модели «Ноль-объекта» в 1982 г. На сегодняшний день музей собирает ленинградское неофициальное искусство.

Биография автора

Георгий Алексеевич Соколов, Государственный Эрмитаж

историк культуры, лаборант

Литература

Aleksandr Aref'ev. Zhivopis'. Grafika (Aleksandr Aref'ev. Painting. Graphics). Saint Petersburg, KGallery Publ., 2016, 244 p. (in Russian)

Andreeva E. Iu. Ekho ekspressionizma v leningradskom iskusstve vtoroi poloviny 20 veka (Echo of Expressionism in Leningrad Art of the Second Half of the XX century). Ekho ekspressionizma (Echo of Expressionism). Exhibition Catalog. The State Russian Museum. Saint Petersburg, Palace editions Publ., 2020, pp. 5–10. (in Russian)

Groys B. E. Gesamtkunstwerk Stalin. Moscow, Ad Marginem Press Publ., 2013. 165 p. (in Russian)

Gurevich L. Iu. Krug Shemiakina (Shemyakin’s Circle). Saint Petersburg, Leningrad Tsentr Publ., 2014. 591 p. (in Russian)

Koshkina O. Iu. “Znakomoe nevedomoe”. Tvorcheskoe nasledie khudozhnikov gruppy “Ermitazh” v kontekste leningradskogo nonkonformizma (“Familiar unknown”. The Creative Heritage of the Artists of the Hermitage Group in the Context of Leningrad Nonconformism). Novoe iskusstvoznanie (New Art Studies), 2019, no. 1, pp. 95–100. (in Russian)

Novikov Iu. Materialy k ballade ob Aleksandre Aref'eve (v legendakh, anekdotakh i avtorskikh otstupleniiakh) (Materials for the Ballad about Alexander Arefyev (in Legends, Jokes and Author's Digressions). Chasy (Clock), 1981, no. 33, pp. 266–280. (in Russian)

Okun' A. Kamov i Kaminka (Kamov and Kaminka). Moscow, RIPOL Klassik Publ., 2015. 384 p. (in Russian)

Rapoport A. V. Nonkonformizm ostaetsia (Non-conformism Remains). Saint Petersburg, DEAN Publ., 2003. 240 p. (in Russian)

Scobkina L. (ed.). Geroi leningradskoi kul'tury. 1950–1980-e (The Heroes of Leningrad Culture. 1950s – 1980s). Saint Petersburg, Manezh Publ., 2007. 256 p. (in Russian)

Selezneva E. Iu. Istoriia nenapisannoi kartiny. V. V. Sterligov “Vosstanovlenie Ermitazha”. 1946–1948 gg. (The History of an Unwritten Painting “Restoration of the Hermitage” by Vladimir Sterligov. 1946–1948). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2016. 8 p. (in Russian)

“Territoriia svobody” (“Territory of Freedom”). Materials of the scientific conference [November 10, 2014, St. Petersburg]). Saint Petersburg, DEAN Publ., 2015. 205 p. (in Russian)

Опубликован
2020-02-12
Раздел
ИСКУССТВО XX В.