АВТОРСКИЙ МЕТОД В РАБОТЕ НАД ИСТОРИЧЕСКИМИ И ЛИТЕРАТУРНЫМИ СЮЖЕТАМИ В ТВОРЧЕСТВЕ СКУЛЬПТОРА КСЕНИИ АНУФРИЕВОЙ-МИРЛАС

  • Иоанна Антониевна Мирлас
Ключевые слова: Ксения Ануфриева-Мирлас;скульптура; декоративизм; явление декоративизма в современности; Московская школа ваяния.

Аннотация

Статья посвящена творчеству одного из ярких  современных представителей Московской  школы ваяния  — Ксении  Ануфриевой-Мирлас.  На сегодняшний день работы К. Ануфриевой-Мирлас находятся в собраниях ведущих республиканских  музеев в  России и за рубежом.  Являясь представителем классической школы ваяния, она умело сочетает в своих творениях истоки и новые веяния пластического искусства, привнося в каждую работу свое видение этих вездесущих основ. Будучи мастером монументальной скульптуры, она наполняет свои работы мощностью, ментально-смысловой нагрузкой, отточенностью форм и глубиной собственной авторской рецепции.  Именно такие самозабвенные мастера, как Ксения Ануфриева-Мирлас, обладают скрупулезным,   доскональным погружением в исходный материал своих работ, рождают не только уникальные по мощи замысла творения, но и новые течения в искусстве, одно из которых — явление декоративизма  в русской скульптуре. Будучи его создателем, скульптор, в первую очередь, активно наполняет этим явлением свои работы.  Проследить истоки зарождения авторства, многоаспектность и вариативность явления декоративизма, феномен “Liberales conservatism” в скульптуре и его принципы взаимодействия с декоративизмом и является нашей первостепенной задачей.  Автор приходит к выводу, что присущая мастеру специфика  внедрения декоративизма заключается в умении математически выверено совмещать классику и новаторство, создавать баланс, базирующийся на внешних основах  и внутренних  личных мотивах, что в общем итоге приводит к исключительно новому видению искусства скульптуры в современном художественном мире. 

Биография автора

Иоанна Антониевна Мирлас

культуролог, литературный работник

Литература

Alekseeva T. Vstupitel'naia stat'ia (Introduction). Baikal'skaia palitra. Katalog mezhdunarodnogo art-foruma. Iz sobraniia Natsional'nogo muzeia Respubliki Buriatiia (Baikal Palette. Catalogue of the International Art Forum. From the Collection of the National Museum of the Republic of Buryatia). Ulan-Ude, Izdatel'stvo Natsional'nogo muzeia imeni Ts. Sampilova Publ., 2014, p. 40. (in Russian)

Anufrieva T. Dinastiia (The Dynasty). Moskovskii zhurnal (Moscow Journal), August 2014, p. 96. (in Russian)

Dozorets Iu. Zastyvshie vo vremeni: interv'iu so skul'ptorom Kseniei Anufrievoi-Mirlas (Frozen in Time: an Interview with the Sculptor Ksenia Anufrieva-Mirlas). Kul'turno-prosvetitel'skii zhurnal “Severnaia zhemchuzhina” (Cultural and Educational Magazine “Northern Pearl”), 2010, no. 3 (13), p. 48. (in Russian)

Gagarina E. Y. Foreword. Gifts to the Tsars. 1500–1700. New York, Harry N. Abrams Inc. Publ., 2001. 340 p.

Gofman E. T. A. Izbrannye proizvedeniia (Selected Works). In 3 vol. Vol. 1. Moscow, GIKhL Publ., 1962. 590 p. (in Russian)

Goldberg V.; Finn D. Nude sculpture 5.000 years. Photographs by David Finn. Essay by Vici Goldberg. Pleasures of the stone body. Sight and Touch by Vici Goldberg. New York, Harry N. Abrams Inc. Publ., 2000. 208 p.

Grave G. L. Soobshchenie obshchestvu izucheniia Smolenskoi gubernii iz oblasti ornitofauny: Otchet obshchestva izucheniia Smolenskoi gubernii po 1 ianvaria 1912 (Report to the Society of the Study of the Smolensk Province from the Avifauna Area: Report of the Society of the Study of the Smolensk Province on January 1st, 1912). Smolensk, 1912, p. 29. (in Russian)

Kalmykova L. E. Materialy po narodnomu iskusstvu 19 – nachala 20 veka. Drevnerusskoe i narodnoe iskusstvo (Materials on Folk Art of the 19th – the early 20th Century. Ancient Russian and Folk Art). Moscow, Nauka Publ., 1990. 144 p. (in Russian)

Kon-Viner E. Istoriia stilei iziashchnykh iskusstv (History of Fine Arts Styles). Moscow, Knigoizdatel'stvo “Kosmos” Publ., 1916. 308 p. (in Russian)

Lazarev V. N. Freski staroi Ladogi (The Frescoes of the Old Ladoga). Moscow, Iskusstvo Publ., 1960. 216 p. (in Russian)

Makarovskaia G. A. Russkie shali (Russian Printed Shawls). Moscow, Sovetskaia Rossiia Publ., 1986. 184 p. (in Russian)

Markin Iu. P.; Bugueva Iu. V. Vil'gel'm Lembruk. Skul'ptura. Grafika. Zhivopis'. Poeziia (Wilhelm Lembruck. Sculpture. Graphics. Painting. Poetry). Moscow, Iskusstvo Publ., 1989. 238 p. (in Russian)

Muratov P. P. Obrazy Italii (Images of Italy). Moscow, Respublika Publ., 1994. 592 p. (in Russian)

Novikov S. E. Uglich. Pamiatniki arkhitektury i iskusstva (Uglich. Monuments of Architecture and Fine Arts). Moscow, Sovetskaia Rossiia Publ., 1988. 192 p. (in Russian)

Ofitsial'nyi sait Ksenii Anufrievoi-Mirlas (The Official Site of Ksenia Anufrieva-Mirlas). Available at: www.kseniya-mir.com (accessed: 20.07.2019). (in Russian)

Pleshanova I. I.; Likhacheva L. D. Drevnerusskoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo v sobranii Gosudarstvennogo Russkogo Muzeia (Old Russian Decorative and Applied Arts in the Collection of the State Russian Museum). Leningrad, Iskusstvo Publ., 1985. 224 p. (in Russian)

Polovinkin L.; Dobrovol'skii I. Spasibo Velikomu Stalinu (Thanks to Great Stalin). Moscow, Detskii khor doma pionerov Publ., 1937. 5 p. (in Russian)

Pushkin A. S. Polnoe sobranie sochinenii v desiati tomakh (Selected Works in 10 Volumes). Vol. 10. Pis'ma (Letters). Moscow, Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR Publ., 1958. 910 p. (in Russian)

Rais D. T. Iskusstvo Vizantii (The Art of Byzantium). Moscow, Slovo Publ., 2002. 256 p. (in Russian)

Taratuta Iu. Molodye vspomnili pro GULAG (The Young Remembered the GULAG). Newspaper “Kommersant”, 2002, no. 118(2487), p. 24. (in Russian)

Опубликован
2019-10-29