ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПАМЯТНИКА Н. А. КЛЮЕВУ В Г. ВЫТЕГРЕ
Аннотация
Открытие в августе 2016 г. в г. Вытегре первого в Росси памятника поэту и прозаику, одному из крупнейших представителей русской культуры первой трети XX в. Николаю Клюеву вызвало живой интерес в широких кругах культурной общественности России. Поэтического наследие Клюева с 30-х годов прошлого века было выведено за рамки рецентной литературы и национальной культуры почти на полстолетия. Творчество Н. Клюева выпало из поля зрения нескольких поколений читателей, для которых такого поэта не существовало. В 1970-е гг. прошлого века начал возрождаться интерес к творчеству опального поэта, вновь стали печататься небольшими тиражами его произведения. Реальный масштаб наследия поэта открылся читающей публике в конце XX в., когда стали доступны ранее не печатавшиеся произведения. Идея создания памятника великому поэту России Николаю Клюеву принадлежит ведущему сотруднику ИРЛИ РАН, замечательному учёному и знатоку новокрестьянской поэзии А. И. Михайлову. Он предложил скульптору Сергею Алипову, чьё творчество во многом связано с поэзией и культурой «Серебряного века», создать пластический образ поэта. На протяжении многих лет Сергей Юрьевич создавал скульптурные эскизы русских поэтов, среди которых были портреты С. Есенина, А. Ахматовой, О. Мандельштама, Б. Пастернака. Работа над памятником Николаю Клюеву стала новым этапом в творчестве скульптора Сергея Алипова, определила новый подход к формированию скульптурной композиции. В статье рассматривается гипотеза нового творческого подхода к формированию художественного образа поэта через чувственное познание его поэтического наследия и патриархального мировосприятия. Новизна исследования определяется, прежде всего, возникновением нового объекта культуры — памятника поэту Клюеву, отсутствием сведений о творческом процессе, предшествующему этому знаменательному событию. Авторы — скульптор С. Ю. Алипов, архитектор Л. Г. Беркович — приступили к поиску художественного образа, опираясь, прежде всего, на творческое наследие поэта и ключевые события, определившие его жизненный путь. Формирование общего силуэта, деталей и решения по постановке памятника в окружающей среде определялось идеями самого поэта, выраженными поэтическим языком в его наиболее значимых произведениях разного периода. Важной частью вопроса поиска художественного образа является развёрнутый во времени процесс создания самого памятника. В исследовании приводятся малоизвестные факты возникновения и развития процесса создания уникального памятника. Автор надеется, что проведённое исследование будет способствовать пробуждению живого интереса читающей публики к творчеству Н. Клюева и других новокрестьянских поэтов.
Литература
Azadovskii K.M. Zhizn' Nikolaia Kliueva: dokumentalnoe povestvovanie (Life of Nikolai Kliuev: Documentary Narration). Saint Petersburg, Izdatelstvo zhurnala “Zvezda” Publ., 2002. 368 p. (in Russian)
Kliuev N. A. Serdce Edinoroga. Stihotvorenija i poemy (Unicorn Heart. Poems). Saint Petersburg, RHGI Publ., 1999. 1072 р. (in Russian)
Kliuev N. A. Sochineniia (Works). In 2 vol. Vol 1. A. Neimanis Publ., 1969. 571 p. (in Russian)