ЭТНИЧЕСКИЕ ПРЕЛОМЛЕНИЯ В МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

  • Жаухар Мустафаевна Аппаева Ассоциация искусствоведов
Ключевые слова: этнический стиль; монументальная пластика; национальная культура; идеологическое искусство; ментальность; генезис.

Аннотация

Статья посвящена особенностям монументальной скульптуры Кабардино-Балкарии. Для создания образцов национального изобразительного искусства необходимо было заложить основы этнического стиля, опираясь на достижения мирового искусства и подчиняясь законам национальной образности.  Решить этот вопрос было невозможно без профессиональных кадров художников, потому параллельно возникла проблема их воспитания. Коренные народы, воспитанные на иных традициях и художественных ценностях, ни психологически, ни эстетически не были подготовлены к восприятию новых для них видов искусства, их возникновение не было связано с их культурными запросами. Оттого реализация этого замысла растянулась на несколько десятилетий. Если в 1950-х – 1960-х гг. кабардино-балкарские скульпторы стремились приблизиться к общесоюзной модели искусства, то в 1970-х–1980-х гг. их устремления изменились и усложнились. Перед местными ваятелями встала задача создания этнического по духу искусства. Эта цель послужила сильным катализатором их творческих поисков. А поскольку традиций изобразительного искусства у кабардинцев и балкарцев в этот период не было, им пришлось ассимилировать приемы и средства выразительности, принятые в искусстве других народов и прежде всего русского. С этого времени кабардино-балкарские художники постоянно рефлексируют в контексте мирового искусства, изучают и используют в своем творчестве особенности местного народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры, пытаясь создать произведения, созвучные миропониманию своего народа, отражающие особенности его менталитета. Эти попытки позволяли некоторым из них достичь известных успехов. Со временем кабардино-балкарская монументальная скульптура обрела собственное лицо, специфические свойства, отличающие ее от других региональных школ.

Биография автора

Жаухар Мустафаевна Аппаева, Ассоциация искусствоведов

искусствовед, председатель Кабардино-Балкарского отделения АИС

Литература

Appaeva Zh. M. Izobrazitel'noe i dekorativno-prikladnoe iskusstvo Kabardino-Balkarii (Fine Arts and Decorative Art of Kabardino-Balkaria). Nal’chik, Ehl’-fa Publ., 2007. 394 p. (in Russian)

Appaeva Zh. M. Monumenta’naia skul’ptura Kabardino-Balkarii (Monumental Sculpture of Kabardino-Balkaria). Nal’chik, Ehl’-fa Publ., 2015. 220 p. (in Russian)

Appaeva Zh. M. Risunok vremeni (Time Drawing). Nal’chik, Ehlbrus Publ., 1996. 206 p. (in Russian)

Arutiunov S. A. Narody i kul'tura. Razvitie i vzaimodeistvie (Peoples and Culture. Development and Interaction). Moscow, Nauka Publ., 1989. 348 p. (in Russian)

Bachelard G. Grezy o vozdukhe (Dreams of Air). Moscow, Izdatelstvo gumanitarnoi literatury Publ., 1999. 320 p. (in Russian)

Bidzhiev Kh. Kh. Tiurki Severnogo Kavkaza (Turkic People of the North Caucasus). Cherkessk, 1993. 376 p. (in Russian)

Chervonnaia S. M. Vse nashi bogi s nami i za nas (simvoly i tsennosti etnicheskogo samosoznaniia v sovremennom iskusstve narodov Rossiiskoi Federatsii) (All Our Gods are with Us and on Our Side (Symbols and Values of Ethnic Identity in Contemporary Art of the Peoples of the Russian Federation)). Moscow, 1999. 134 p. (in Russian)

Chervonnaia S. M. Vzaimodeistvie khudozhestvennykh kul'tur narodov SSSR (The Interaction of the Artistic Cultures of the Peoples of the USSR). Moscow, Nauka Publ., 1982. 342 p. (in Russian)

Gachev G. D. Mental'nosti narodov mira (The Mentality of the Peoples of the World). Moscow, Eksmo Publ., 2003. 544 p. (in Russian)

Gachev G. D. Natsional'nye obrazy mira (National Images of the World). Moscow, Eksmo Publ., 1988. 448 p. (in Russian)

Gachev G. D. Neminuemoe. Uskorennoe razvitie literatury (Imminent. The Accelerated Development of Literature). Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ., 1989. 431 p. (in Russian)

Jung C. Arkhetip i simvol (Archetype and Symbol). Moscow, Nauka Publ., 1991. 356 p. (in Russian)

Kuchukova Z. Ontologicheskii metakod kak iadro etnopoetiki (Ontological Metacode as the Core of Ethno-poetics). Nal’chik, Izdatel’stvo M. i V. Kotliarovykh Publ., 2005. 309 p. (in Russian)

Lanshchikov A. Mnogoobrazie iskusstva (The Diversity of Art). Moscow, Nauka Publ., 1974. 346 p. (in Russian)

Likhachev D. S. Zametki o russkom (Notes on Russian). Moscow, Nauka Publ., 1981. 280 p. (in Russian)

Malkonduev Kh. Kh. Etnicheskaia kul’ura balkartsev i karachaevtsev (Ethnic Culture of Balkars and Karachays). Nal’chik, Ehl’-fa Publ., 2001. 342 p. (in Russian)

Mify narodov mira (Myths of the Peoples of the World). Moscow, Nauka Publ., 1992. 568 p. (in Russian)

Musukaeva A. Kh. Otvetstvennost’ pered vremenem (Responsibility to Time). Nal’chik, Ehl’-fa Publ., 1987. 272 p. (in Russian)

Narty. Geroicheskii epos balkartsev i karachaevtsev (Sledges. The Heroic Epic of the Balkars and Karachays). Moscow, Nauka Publ., 1977. 656 p. (in Russian)

Ortega-i-Gasset Kh. Degumanizatsiia iskusstva (Dehumanization of Art). Moscow, Nauka Publ., 1990. 639 p. (in Russian)

Опубликован
2019-10-29