ПОЭМА А. С. ПУШКИНА И БАЛЕТ Б. В. АСАФЬЕВА «БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН» В СОВЕТСКОЙ ФАРФОРОВОЙ ПЛАСТИКЕ

  • Ольга Сергеевна Сапанжа Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Наталья Александровна Баландина ЧУ «ХХ лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945–1965 гг.»
Ключевые слова: советское декоративное искусство; искусство советского фарфора; поэма «Бахчисарайский фонтан»; балет «Бахчисарайский фонтан»; Н. Я. Данько; Е. А. Янсон-Манизер; О. П. Таежная-Чешуина; А. А. Киселев; В. И. Щербина.

Аннотация

В центре внимания статьи — образы фарфоровой пластики, созданные по мотивам поэмы А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (1821–1823) и одноименного балета Б. В. Асафьева (1934). В статье представлен анализ работ Н. Я. Данько, Е. А. Янсон-Манизер, О. П. Таежной-Чешуиной, А. А. Киселева, В. И. Щербины 1920-х – 1970-х гг. Исторический контекст появления произведений перечисленных мастеров позволяет предположить, что фарфоровые композиции на литературные темы и по мотивам балетов играли с 1930-х гг. все более значительную роль в пространстве повседневной культуры, достигнув в 1960-е гг. значительных масштабов и меняя представление о роли и месте массового фарфора. На основе атрибуции, анализа пластических решений и сюжетов произведений выделяются четыре направления развития художественных образов, созданных по мотивам поэмы и балета «Бахчисарайский фонтан» в фарфоре. Первое направление связано с обращением к произведению А. С. Пушкина. Второе — с созданием произведений на основе балета Б. В. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» с портретными характеристиками. Третье направление представлено произведениями, основанными на обращении к балету без создания портретных образов. Четвертое составляют произведения на базе синтеза образов поэмы и балета как основы создания художественного образа.

Биографии авторов

Ольга Сергеевна Сапанжа, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

доктор культурологии, профессор

Наталья Александровна Баландина, ЧУ «ХХ лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945–1965 гг.»

культуролог, главный хранитель

Литература

Doronina L. N. Tema tantsa v tvorchestve Natalii Danko i Eleny Ianson-Manizer (ot skulptury malykh form do monumentalnykh kompozitsii) (The Theme of the Dance in the Works of Natalia Danko and Elena Ianson-Manizer (from Sculpture of Small Forms to Monumental Compositions)). Dom Burganova. Prostranstvo kultury (Burganov House. The Space of Culture), 2015, no. 1, pp. 145–152. (in Russian)

Ermonskaia V. V. Elena Ianson-Manizer. Moscow, Iskusstvo Publ., 1961. 32 p. (in Russian)

Ivanova E. V. Razvitie farforovoi plastiki v 1950–1960 v tvorchestve leningradskogo khudozhnika-farforista A. Kiseleva (Development of Porcelain Plastics in the 1950s – 1960s in the Work of the Leningrad Porcelain Artist A. A. Kiselev). Kultura i iskusstvo (Culture and Art), 2018, no. 5, pp. 34–40. (in Russian)

Komarov E. N. Shchastlivoe detstvo Galiny Stolbovoi (Happy Childhood of Galina Stolbova). Kirov, Kirovskaia oblastnaia tipografiia Publ., 2017. 80 p. (in Russian)

Korus E. P. Vladislav Shcherbina. Farfor i keramika (Vladislav Shcherbina. Porcelain and Ceramics). Kiev, Art-book Publ., 2016. 376 p. (in Russian).

Loginova O. V. Sculptor Elena Aleksandrovna Ianson-Manizer i seriia ee rabot, posviashchennaia “vostochnomu” baletu “Bakhchisaraiskii fontan”. Orientalism (Sculptor Elena Aleksandrovna Ianson-Manizer and the Series of Her Works Devoted to the “Oriental” ballet “The Fountain of Bakhchisaray”. Orientalism). Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaia sreda. Vestnik MGHPA (Decorative Art and the Subject-Spatial Environment. Bulletin of Moscow State Stroganov Academy of Design and Applied Arts), 2011, no. 4-2, pp. 58–66. (in Russian)

Nasonova I. S.; Nasonov S. M. Sovetskii farfor: katalog (Soviet Porcelain: the Catalog). Moscow, Sredi kollektsionerov Publ., 2010. 364 p. (in Russian)

Pelinskii I. A.; Safonova M. A. Sovetskii farfor 1917–1991. Illustrirovannyi katalog-opredelitel’ s marochnikom zavodov i tsenami (Illustrated Catalog with the Marks of Manufactures and Prices). Moscow, Lubimaia kniga Publ., 2013. 398 p. (in Russian)

Pushkin i iskusstvo: sbornik statei (Pushkin and Art: Collection of Articles). Leningrad, Moscow, Iskusstvo Publ., 1937. 216 p. (in Russian)

Sapanzha O. S.; Balandina N. A. Poslevoennyi inter'er Leningrada kak kulturnyi fenomen (Post-War Residential Interior of Leningrad as a Cultural Phenomenon). Dizain i khudozestvennoe tvorchestvo: teoria, metodica i praktika (Design and Artistic Creation: Theory, Methodology and Practice). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University of Industrial Technology and Design Publ., 2016, pp. 3–10. (in Russian)

Sapanzha O. S.; Balandina N. A. Balet “Krasnyi mak” v prostranstve sovetskoi povsednevnoi kultury (The Ballet “Red Poppy” in the Space of Soviet Everyday Culture). Vestnik Akademii Russkogo baleta (Bulletin of Vaganova Academy of Russian Ballet), 2017, no. 1 (48), pp. 33–39. (in Russian)

Sapanzha O. S.; Balandina N. A. Rannie balety I. Stravinskogo “Zhar-ptitsa” i “Petrushka” v sovetskom farfore: razvitie khudozhestvennykh obrazov (Stravinsky’s Firebird and Petrushka in Soviet Porcelain: the Question of the Development of Images). Vestnik Akademii Russkogo baleta (Bulletin of Vaganova Academy of Russian Ballet), 2018, no. 1 (54), pp. 69–78. (in Russian)

Strekalov V. V. (comp.). Sovetskii balet v rabotakh E. A. Ianson-Manizer (Soviet Ballet in the Works of E. A. Ianson-Manizer). Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1965. 130 p. (in Russian)

Levshenkov V. V. Tvorchestvo sester N. Ia. and E. Ia. Danko (The Art of Sisters Natalia and Elena Danko). Saint Petersburg, “Sankt-Peterburg-Orkestr” Publ., 2012. 498 p. (in Russian)

Troinitskii S. N. Russkie farforovie figury (Russian Porcelain Figures). Leningrad, Komitet populiarizatsii khudozhestvennykh izdanii pri Gosudarstvennoi Akademii istorii material’noi kul’tury Publ., 1928. 26 p. (in Russian)

Tarkhanova A. V. Khrupkii mir Borisa Alekseevicha Ivanova. Kollektsiia farfora i faiansa iz fondov Elaginoostrovskogo dvortsa-muzeia russkogo decorativno-prikladnogo iskusstva i interiera 18–20 vekov (Fragile World of Boris Alekseevich Ivanov. A Collection of Porcelain and Faience from the Collections of the Elaginostrovsky Palace-Museum of Russian Decorative and Applied Art and the Interior of the 18th – 20th Centuries). Saint Petesburg, LAIKA Publ., 2014. 224 p. (in Russian)

Опубликован
2019-10-29