МЕТАМОРФОЗЫ ЖАНРА НЮ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СКУЛЬПТУРЕ 1920–1930-Х ГОДОВ: ДИАЛОГ С КЛАССИКОЙ

  • Елена Владимировна Грибоносова-Гребнева Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова: отечественная скульптура; искусство 1920-х–1930-х гг.; жанр ню; обнаженная натура; советская культура; скульптурная классика античности и Ренессанса.

Аннотация

Статья посвящена изучению проблемы репрезентации жанра ню в отечественной скульптуре 1920–1930-х гг. с привлечением монументальных и станковых произведений. Автор впервые всесторонне раскрывает особенности и закономерности обращения мастеров разных поколений к плодотворному диалогу с классическим наследием, подчеркивает важность творческой интерпретации античных и ренессансных памятников в советской скульптуре указанного периода. Основные положения статьи касаются стилистических и социально-исторических аспектов использования мотива обнаженной натуры отечественными скульпторами, обнаружения глубинной связи ключевых тем и образов советского искусства с западноевропейской классикой предшествующих эпох. Стилевой диапазон анализируемых памятников включает в себя такие тенденции, как академизм, реализм, импрессионизм, кубизм и их разнообразные промежуточные варианты. Подробно рассматриваются различные способы адаптации пластического воплощения мужского и женского обнаженного тела в ходе раскрытия наиболее популярной в советской культуре спортивной и трудовой тематики. В результате проделанного в статье анализа конкретных примеров из творческой практики Сергея Коненкова, Владимира Домогацкого, Бориса Королева, Веры Мухиной, Матвея Манизера, Сарры Лебедевой, Беатрисы Сандомирской, Ивана Шадра, Александра Златовратского, Виктора Синайского, Веры Исаевой, Марии Страховской и других мастеров сделаны выводы о том, что несмотря на постепенно усиливающееся в 1930-е гг. идеологическое вытеснение жанра ню с официального поля советского искусства, он неизменно находит различные убедительные способы для своей реализации, привлекая в союзники мировую скульптурную классику и претерпевая при этом неожиданные образно-сюжетные метаморфозы.

Биография автора

Елена Владимировна Грибоносова-Гребнева, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

кандидат искусствоведения, научный сотрудник

Литература

Bakushinskii A.V. Issledovania i stat’i (Researches and Articles). Moscow, Sovetskii Khudozhnik Publ., 1981, pp. 194–213. (in Russian)

Borovskii A. Venera Sovetskaia (Soviet Venus). Al’manah (Almanac). Issue 182. Saint Petersburg, Palace Editions Publ., 2007, pp. 9–26. (in Russian)

Bredihina L. M. Kreatury zhenskogo (o spetsifike zhenskoi identichnosti v Rossii) (Female Creations (on the Specifics of Female Identity in Russia). Iskusstvo zhenskogo roda. Zhenshchiny-khudozhnitsy v Rossii 15–20 vekov (Female Art. Female Artists in Russia in the 15th–20th Centuries). Exhibition catalog. Moscow, The State Tretyakov Gallery Publ., 2002, pp. 174–180. (in Russian)

Clark K. The Nude: A Study in Ideal Form. New York, Princeton University Publ., 1956. 458 p.

Fiodorov-Davidov A. Skul’ptura (Sculpture). Pechat’ i Revolutsia. 1917–1927 (Press and Revolution. 1917–1927). The seventh book. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo Publ., 1927, pp. 183–201. (in Russian)

Neiman M. Dve brigadi skul’ptorov (Two Teams of Sculptors). Iskusstvo (Art), 1935, no. 6, pp. 87–116. (in Russian)

O’Mahony M. Sport in the USSR. London, Reaktion Books Publ., 2006. 293 p.

Voronov N.V. Vera Mukhina. Moscow, Izobrazitel’noe Iskusstvo Publ., 1989. 336 p. (in Russian)

Опубликован
2019-10-29