ТЕКСТИЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА. НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ «СТАРОГО» МАТЕРИАЛА

  • Наталья Юрьевна Митрофанова Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: современная скульптура; текстильное искусство; файбер-арт; стринг-арт; текстильные техники; ткачество; войлок; вышивка; плетение; вязание.

Аннотация

В 2017 г. на Венецианской Биеннале художник по текстилю Вальтер Эрхард получил Золотого Льва. Это не просто итог творчества одного художника, но закономерный результат художественного бытования текстиля в мире. Текстиль осваивает новые пространства для творчества: концептуальное искусство, стрит-арт, ресайклинг арт (recycling art), умный текстиль (smart textile). Но кроме этого, текстиль совершает творческую интервенцию на территорию классических видов искусства и дарит им иную степень свободы. Цель данного исследования: проанализировав разнообразие типов и форм современной текстильной скульптуры, выявить причины актуальности «нового» материала. Широко представлена сегодня текстильная скульптура во всех видах и в разных материалах. Текстиль расширяет возможности жанра благодаря разнообразию состава материала, неограниченности цветовой палитры, широкому спектру текстильных техник. Художники используют характерную для текстиля фактуру, мягкость, упругость и создают в скульптуре яркие портретные образы (Роза Верлуп (Голландия), Анна Ботуон, Ан-Валери Дюпон (Франция), Стефани Эренфрид (Германия)), абстрактные объекты (Рос Лавгроув (Англия), Эрнесто Нэто (Бразилия)) или вдохновляются природой. Одни используют для этих целей традиционные техники ткачества (Ванесса Бараджо (Португалия), Каарина Хейкинхеймо (Финляндия)), другие — непривычные приемы (текстильные драпировки Симоны Фюльпен, Мелани Ниттинг (Франция)). Благодаря текстилю появляются новые разновидности скульптуры: «стринг арт» (string art) (Ленор Тоуни), Френд Сэндбек (США), Чихару Шиота (Япония), «файбер арт» (fiber art) (Клэр Цайслер, Шейла Хикс (США)). Текстильные объекты выходят на уровень скульптурно-архитектурных решений и пространственных инсталляций. Показательны в этом смысле масштабные работы Эрнесто Нето. Секрет популярности текстиля в скульптуре скрыт в особенностях самого материала, а также заключается в его связи с техническими и технологическими новшествами. Он быстро реагирует на социальный запрос, находясь на стыке художественного творчества и научных разработок, традиции и новации. Все эти качества обогащают образ и создают новый смысловой подтекст, расширяет специфику традиционных жанров искусства и неожиданно претворяются в скульптуре.

Литература

Awards of the Biennale Arte 2017. La Biennale di Venezia. Official website. Available at: https://www.labiennale.org/en/art/2017/awards-biennale-arte-2017 (accessed: 19.07.2019)

Chiharu Shiota’s official website. Available at: https://www.chiharu-shiota.com/ (accessed: 26.07.2019)

Ernesto Neto. The official website of Tanya Bonak Gallery. Available at: http://www.tanyabonakdargallery.com/artists/ernesto-neto (accessed: 26.07.2019)

Gabo N. Realisticheskii manifest (Realist Manifest). 1920. Art-kritika (Art Critique). Available at: http://azbuka.gif.ru/critics/manifest/ (accessed: 26.07.2019) (in Russian)

Hibbard P. Woven Forms. Lenore Tawney. American Craft Council. Available at: https://craftcouncil.org/post/woven-forms (accessed: 26.07.2019)

Interview Anne-Valérie Dupond sculpteur textile. Tricotin.com. Available at: https://www.tricotine.com/interview-anne-valerie-dupond-sculpteur-textile/(accessed: 26.07.2019)

Kosuth J. Art After Philosophy. Ubu web. Available at: http://www.ubu.com/papers/kosuth_philosophy.html (accessed: 25.07.2019)

Miriam Medrez’s official website. Available at: https://www.miriammedrez.com/index.html (accessed: 26.07.2019)

Mitrofanova N. Yu. Portret i tekstil’. Razdvigaia granitsy zhanra (Portrait and Textile. Moving Apart the Genre Bondaries). Materialy nauchno-prakticheskoi konferencii MOSH Rossii “Portret v ehpokhu selfi. Problemy identichnosti v izobrazitel'nom iskusstve” (Portrait in the Epoch of the Selfy. Issues of Identity in Art. Conference materials). Moscow, 2018, pp.46–64 (in Russian)

Mitrofanova N. Yu. Tekstil’noe iskusstvo v sovremennom mire. V poiskakh novykh form, smyslov i sredstv vyrazitel’nosti (Textile Art in Modern World. In Search of New Forms, Meanings and Means of Expressions). Vestnik Akademii Russkogo baleta imeni A. Ia.Vaganovoi (Bulletin of Vaganova Ballet Academy), 2019, no. 1, pp. 176–190. (in Russian)

Rosa Verloop’s official website. Available at: https://www.rosaverloop.com/ (accessed:26.07.2019)

Sheila Hicks’s official website. Available at: http://www.sheilahicks.com/ (accessed: 26.07.2019)

Stefanie Ehrenfried’s official website. Available at: http://www.stefanie-ehrenfried.de/( accessed: 26.07.2019)

The official website of Lenore G. Tawney Foundation. Available at: http://lenoretawney.org/ (accessed: 26.07.2019)

Опубликован
2019-10-29