КОММУНИКАЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ СО ЗРИТЕЛЕМ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

  • Ксения Сергеевна Подольская Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Ключевые слова: скульптура; энвайронмент; иммерсивная среда; постмодернизм; интерактивность; зритель.

Аннотация

Статья посвящена особенностям коммуникации скульптуры со зрителем во  второй половине XX – начале XXI в. Выявляются изменения, произошедшие в комплексе «объект — зритель» в искусстве постмодернизма. Современное искусство скульптуры, развиваясь в постмодернистской парадигме, изменяясь в своем действительном качестве, размывая границы собственного вида, преобразило саму форму коммуникации со зрителем. Развились ее интерактивные черты, особенность которых заключается в изменении скульптуры при взаимодействии со зрителем в своем действительном качестве, расширился спектр способов демонстрации скульптурного объекта, связи между произведением и окружающей средой. Эти изменения всегда направлены на раскрытие художественных свойств произведения, идей, заложенных в нем. В статье рассматриваются новые художественные практики, исследующие отношения зрителя и объекта. Автор приходит к выводу, что одной из ключевых художественных практик, оказавших влияние на комплекс отношений между объектом и зрителем, является энвайронмент — арт-практика, в основе которой лежит намеренное создание художественной коммуникации. Выявлено, что средства современной скульптуры в большинстве своем направлены на формирование специфических связей между пространством, зрителем и объектом, целью этой связи чаще всего является создание особой иммерсивной среды, стремящейся организовать специфическое художественное поле вокруг реципиента. Анализируя примеры создания художественной связи в системе «скульптура — зритель», автор выделяет некоторые типы коммуникации между объектом и зрителем: взаимодействие через публичную среду и пространство повседневности, взаимодействие через архитектурные приемы, взаимодействие через действие, взаимодействие через соавторство.

Биография автора

Ксения Сергеевна Подольская, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

старший преподаватель

Литература

Andreeva E. Iu. Postmodernizm. Iskusstvo vtoroi poloviny 20 – nachala 21 veka (Postmodernism. The Art of the Second Half of the 20th – the Beginning of the 21st Century). Saint Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2007. 484 p. (in Russian)

Andreeva E. Iu. Vse i Nichto: simvolicheskie figury v iskusstve vtoroj poloviny 20 veka (Everything and Nothing: Symbolic Figures in the Art of the Second Half of the 20th Century). Saint Petersburg, Ivan Limbah Publ., 2004. 501 p. (in Russian)

By’chkov V. V. Leksikon nonklassiki. Khudozhestvenno-ehsteticheskaia kul’tura 20 v. (The Lexicon of Nonclassics: Artistic and Aesthetic Culture of the 20th Century). Moscow, Rosspehn Publ., 2003. 606 p. (in Russian)

Byuren D. Funktsiia muzeia (Museum Function). Khudozhestvennyi zhurnal (Art Journal), 2009, no. 73/74. Available at: http://moscowartmagazine.com/issue/20/article/292 (accessed: 07.08.2019). (in Russian)

Deutsche R. Evictions: Art and Spatial Politics. Cambridge, London, The MIT Press Publ., 1996. 209 p.

Foster H.; Krauss R.; Bois Y.-A.; Buchloh B.; Joselit D. Art Since 1900. Modernism. Antimodernism. Postmodernism. London, Thames&Hudson, 2007. 704 p.

Golovin V. P. Ot amuleta do monumenta: kniga ob umenii videt’ i ponimat’ skul’pturu (From the Amulet to the Monument: a Book about the Ability to See and Understand the Sculpture). Moscow, Moscow State University Publ., 1999. 122 p. (in Russian)

Krauss R. E. A Voyage on the North Sea: Art in the Age of the Post-Medium Condition. London, Thames & Hudson Publ., 2000. 65 p.

Krauss R. E. The Originality of the Avant-Garde and Other Modernist Myths. Cambridge, The MIT Press, 1986. 320 p.

O’Doherty B. Inside the White Cube. The Ideology of the Gallery Space. Berkeley, Los Angeles, London, The Lapis Press Publ., 1986. 91 p.

O’Neill P. The Culture of Curating and the Curating of Culture(s). London, Cambridge, The MIT Press Publ., 2012. 194 p.

Podol’skaya K. S. Razvitie interaktivnoi skul’ptury v poslednei treti 20 – nachale 21 veka (The Development of Interactive Sculpture in the Last Third of the 20th – the Early 21st Century). Masterskaia interaktivnogo iskusstva (Workshop of Interactive Art), 2017. Available at: https://i–a–w.org/library/razvitie–interaktivnoy–skulptury–vo–vtoroy–polovine–xx–nachale–xxi–veka (accessed: 23.05.2019) (in Russian)

Podol’skaya K. S. Transformatsiia skul’ptury kak vida iskusstva v poslednei treti 20 – nachale 21 veka (Transformation of Sculpture as an Art Form in the Last Third of the 20th – the early 21st Century). Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki (Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice), 2017, no. 12-2 (86), pp. 159–163. (in Russian)

Poliakova N. I. Skul'ptura i prostranstvo: problemy sootnosheniia ob’’ema i prostranstvennoi sredy (Sculpture and Space: Problems of the Ratio of Volume to Spatial Environment). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ.,1982. 199 p. (in Russian)

Venkova A. V. Prostranstvennye ehnvaironmenty v sovremennom iskusstve (Environments in Modern and Contemporary Art). Mezhdunarodnyi zhurnal issledovanii kul’tury (International Journal of Cultural Research), 2018, no. 3, pp. 209–219 (in Russian)

Zaharova E. V. Happening, performans, ehnvaironment stanovdenie novoi kontseptsii iskusstva vtoroi poloviny 20 veka (Happening, Performance, Environment — Formation of a New Concept of Art in the Second Half of the 20th Century). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul’turologiia i iskusstvovedenie (Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History), 2013, no. 4(12), pp. 21–25. (in Russian)

Опубликован
2019-10-29