ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РОЗАЛИНД КРАУСС ПРОИЗВЕДЕНИЙ РОБЕРТА СМИТСОНА: ОТ КОНЦЕПЦИИ ТЕЛА ДО ПОНЯТИЯ “УТРАТЫ МЕСТА”

  • Варвара Андреевна Ушакова Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: Роберт Смитсон; Розалинд Краусс; арт-критика; лэнд-арт; скульптура, американский минимализм; американское искусство; искусство 1960-х.

Аннотация

Данное исследование посвящено анализу и сравнению концепций Розалинд Краусс, в которых критик упоминает работы художника, одного из создателей направления лэнд-арт, Роберта Смитсона. Актуальность данной работы обусловлена неспадающим интересом к критическим работам Розалинд Краусс и тем, что внимание критиков и искусствоведов к работам и к идее не-места Роберта Смитсона было ограничено рядом публикаций. Новизна данного исследования состоит в том, чтобы верно представить критический дискурс вокруг работ Смитсона на примере интерпретаций его творчества Розалинд Краусс. В статье подробно рассмотрены два текста Краусс, в которых упоминаются работы художника — «Заметки о скульптуре модернизма» (“Passages in Modern Sculpture”, 1977) и «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы» (“The Originality of the Avant-garde and Other Modernist Myths”, 1978). Основные итоги данной работы состоят в том, что, во-первых, критик верно почувствовала и описала заложенную художником в ряде работ, в том числе и в «Спиральной дамбе», идею. Во-вторых, Краусс довольно быстро изменила контекст вокруг работ Смитсона, что, скорее всего, было обусловлено новизной земляных произведений художника: критик одной из первых ввела в научный дискурс данные произведения (одни из первых работ в направлении лэнд-арт).

Биография автора

Варвара Андреевна Ушакова, Санкт-Петербургский государственный университет

аспирант

Литература

Altshuler J. B. The Avant-Garde in Exhibition: New Art in the Twentieth Century. Berkeley, University of California Press Publ., 1998. 288 p.

Carrier D. Rosalind Krauss and American Philosophical Art Criticism. Westport, Connecticut, Greenwood Publishing Group Publ., 2002. 124 p.

Cooke L.; Kelly K. (ed.). Robert Smithson. Spiral Jetty: True Fictions, False Realities. New York; Berkeley [etc.], Dia art found, University of California press Publ., 2005. 208 p.

Hobbs R. Robert Smithson: a Retrospective View. Exhibition (1983, Otterlo): Rijkmuseum Kroller-Muller, Ottero, 1983. Ottero, Rijkmuseum Kroller-Muller Publ., 1983. 111 p.

Krauss R. E. Passages in Modern Sculpture. London, Thames&Hudson Publ., 1977. 308 p.

Krauss R. E. The Originality of the Avant-Garde and Other Modernist Myths. Cambridge, Massachusetts, MIT Press Publ., 1985. 320 p.

Robert Smithson: The Collected Writings. Berkeley, University of California Press Publ., 1996. 390 p.

Tuchman P. Going Places: Robert Smithson’s Maps. The Archives American Art Journal, 2015, vol. 54, no. 2, pp. 64–75.

Yusoff K.; Gabrys J. Time Lapses: Robert Smithson’s Mobile Landscapes. Cultural Geographies in Practice, 2006, no. 32, pp. 444–450.

Опубликован
2019-10-29