ИСПАНСКИЙ ПРИДВОРНЫЙ ПОРТРЕТ И ФРАНЦУЗСКИЕ ПОРТРЕТИСТЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

  • Валентина Захаровна Бун Центр научных учреждений РАХ
Ключевые слова: придворный портрет; живопись; Испания; французские портретисты; живописная школа.

Аннотация

В статье идет речь о роли французских художников-портретистов в истории развития испанской традиции придворного портретирования во второй половине XVII – первой половине XVIII века. Автор делает попытку проследить механизмы взаимодействия двух соседних художественных школ испанского и французского придворного портрета в XVII столетии и дать новую оценку творчеству французских мастеров при испанском дворе в первой половине XVIII века. Ранее большинством исследователей первая половина XVIII столетия в Испании в области придворного портретирования рассматривалась как период гегемонии французской портретной школы без попытки переосмыслить это время как определенный этап развития местной живописной школы, предпосылки которого появляются еще в предшествующем веке. В статье рассматривается портретное творчество таких французских художников, как Тигер, Куртийо, Риго, Уассе, Ранк, Ван Лоо и т.д. в контексте их влияния на формирование нового канона изображения и создания нового образа испанского монарха. Автор использует историко-культурологический, иконографический и сравнительный методы анализа испанского портретного наследия рассматриваемого периода для создания единой непрерывной картины развития традиции испанского придворного портретирования и определения роли французских мастеров в этом процессе.              

Биография автора

Валентина Захаровна Бун, Центр научных учреждений РАХ

Искусствовед, заместитель директора по научной работе Научной библиотеки Российской академии художеств

Литература

Aterido Fernández Á. Pintores y pinturas en la corte de Carlos II. Carlos II. El rey y su entorno cortesano. Madrid, CEEH Publ., 2009, pp. 187–221. (in Spanish)

Aterido Fernández Á. El final del Siglo de Oro, 1685–1726: la pintura en Madrid en el cambio dinástico. Madrid, Coll & Cortés, Editorial CSIC Publ., 2015. 411 p. (in Spanish)

Bottineau Y. El arte cortesano en la España de Felipe V (1700–1746). Madrid, Fundación Universitaria Española Publ., 1986. 892 p. (in Spanish)

El retrato en las colecciones reales de Patrimonio Nacional. Madrid, Patrimonio Nacional Publ., 2014. 533 p. (in Spanish)

Miguel Angel Houasse, 1680–1730, pintor de la corte de Felipe V. Museo Municipal, Noviembre-Diciembre, 1981. Madrid, Delegación de cultura Publ., 1981. 249 p. (in Spanish)

Morán Turina J. M. La imagen del rey Felipe V y el arte. Madrid, Nerea Publ., 1990. 152 p. (in Spanish)

Morán Turina J. M. Espanoles, franceses e italianos en la corte de los primeros borbones. Madrid. Revista de arte, geografia e historia, 2006, no. 8, pp. 37–56. (in Spanish)

Pérez Sánchez A. E. Miguel Angel Houasse. Villa de Madrid, 1982, no. 74, pp. 45–48. (in Spanish)

Sancho J. L. La monarquía española en la pintura: los Borbones. Barcelona, Carroggio Publ., [2005]. 378 p. (in Spanish)

Santiago Páez E. Miguel Jacinto Meléndez: pintor de Felipe V. Oviedo, Museo de Bellas Artes de Asturias Publ., 1989. 225 p. (in Spanish)

Santiago Páez E. Miguel Jacinto Meléndez, pintor 1679–1734. Madrid, Arco/Libros Publ., 2012. 320 p. (in Spanish)

Serrera J. M. Alonso Sanchez Coello y la mecannica del retrato de corte. Alonso Sánchez Coello y el retrato en la corte de Felipe II. Catálogo de la exposición. Madrid, Museo del Prado Publ., 1990, pp. 37–63. (in Spanish)

Ubeda de los Cobos A. Felipe V y el retrato de corte. El arte en la corte de Felipe V: del 29 de octubre de 2002 al 26 de enero de 2003, Palacio Real de Madrid, Museo Nacional del Prado, Casa de las Alhajas. Madrid, Patrimonio Nacional, Museo Nacional del Prado, Fundación Caja Madrid Publ., 2003, pp. 89–140. (in Spanish)

Опубликован
2018-12-25