ИСТОКИ КЕРАМИЧЕСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ ПОЛЯ ГОГЕНА

  • Юлия Игоревна Страйста-Бурлак Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: Поль Гоген; керамическая скульптура; греc; каменная керамика; французское искусство; японизм; интермедиальность.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению истоков керамической скульптуры Поля  Гогена, которая играла довольно значимую роль в творчестве мастера и оказала непосредственное влияние на формирование его художественного видения. В исследовании были использованы материалы из музеев и научных библиотек Копенгагена и Парижа, на основе которых была предпринята попытка выявить закономерности формирования художественной манеры мастера, а также обозначить связи керамической скульптуры Гогена с его жизненными обстоятельствами и личным мировоззрением. Было установлено, что на произведения Гогена повлияло как  современное ему керамическое искусство, часто обращавшееся к использованию натуралистических форм и ориентировавшееся на произведения из Японии, так и воспоминания детства (коллекция перуанских ваз его матери), юношества (собрание Г. Арозы), а также творчество Ж.-П. Обэ, Э. Шапле и собственный опыт работы с трехмерными объектами. В статье была продемонстрирована склонность Гогена к иконографическим заимствованиям (например, у Э. Дега, П. Сезанна и Э. Делакруа, а также у древних, в частности, перуанской и маорийской, культур) и автоцитации. На основе проведенного анализа впервые в отечественной историографии была предложена периодизация керамического творчества мастера.

Биография автора

Юлия Игоревна Страйста-Бурлак, Санкт-Петербургский государственный университет

студент

Литература

Albis J. d’; Albis L. d’; Bouillon J-P.; Romanet C. Ceramique impressionniste. L’Atelier Haviland de Paris-Auteuil 1873–1882. Paris, Les Presses Artistiques Publ., 1974–1975. 77 p. (in French)

Albis J. d’; Albis L. d’; Romanet C. Ernest Chaplet, 1835–1909. Paris, Les Presses de la Connaissance Publ., 1976. 124 p. (in French)

Andréani C. Les céramiques de Gauguin. Paris, Amateur Publ., 2003. 160 p. (in French)

Arène P. Rapport du 3e groupe: la céramique. Revue des arts décoratifs, 1884–1885, no. 5, p. 175. (in French)

Arthur P. French Art Nouveau Ceramics. All Illustrated Dictionary. Paris, Editions Norma Publ., 2015. 400 p.

Atsuko U. The History of Japonisme as a Global Study. Translation, History and Arts: New Horizons in Asian Interdisciplinary Humanities Research. Cambridge, Cambridge Scholars Publ., 2013, pp. 70–88.

Blacker J. The ABC of English Salt-Glazed Stoneware from Dwight to Doulton. London, Stanley Paul Publ., 1922. 243 p.

Bodelsen M. Gauguin’s Ceramics. A Study in the Development of His Art. London, Faber & Faber Limited Publ., 1964. 239 p.

Bodelsen M. Gauguin’s Ceramics in Danish Collections. Copenhagen, Munksgaard Publ.,1960. 36 p.

Breton A. Conversations: The Autobiography of Surrealism. Boston, Museum of Fine Arts Publ., 1995. 264 p.

Bubbiko J.; Crus J. Keramika: tehniki, materialy, izdeliia (Ceramics: Techniques, Materials, Wares). Moscow, Nicola-Press Publ., 2006. 127 p. (in Russian)

Campbell G. (ed.) The Grove Encyclopedia of Decorative Arts. Oxford, Oxford University Press Publ., 2006. 1290 p.

Clerbois S. Ceramistes de l’Art Nouveau. Bruxelles, Pandora Publ, 2000. 62 p. (in French)

Coren L. Wabi-Sabi for Artists, Designers, Poets & Philosophers. Berkeley, Imperfect Publ., 1994. 96 p.

Danielsson B. Gauguin in the South Seas. Garden City, New York, Doubleday Publ., 1966. 336 p.

Fonsmark A.-B. Gauguin Ceramics in NY Carlsberg Glyptotek. Exhibition catalogue. Copenhagen, NY Carlsberg Glyptotek Publ, 1996. 54 p.

Froissart-Rezone R. Reviewed Work: Félix Bracquemond et les arts décoratifs: Du japonisme à l'Art nouveau by Jean-Paul Bouillon. Studies in the Decorative Arts, 2006, vol. 13, no. 2, pp. 108 – 111.

Gauguin P. Avant et Après. Copenhagen, Pour Carit Andersen Publ., 1948. 210 p. (in French)

Gauguin P. Avant et Après. Paris, Les Editions G. Cres Publ., 1923. 241 p. (in French)

Gauguin P. Lettres à sa femme et a ses amis. Paris, Grasset Publ., 1946. 348 p. (in French)

Gauguin P. Oviri. Écrits d'un sauvage. Paris, Gallimard Publ., 1974. 350 p. (in French)

Gauguin P. Pis'ma. Noa Noa. Iz knigi “Prezhde i potom” (Letters. Noa Noa. From the Book “Before and after”). Leningrad, Iskusstvo Publ., 1972. 256 p. (in Russian)

Gray C. Sculpture and Ceramics of Paul Gauguin. Baltimore, The Johns Hopkins Press Publ., 1963. 330 p.

Guitton C. Monet, Gauguin, van Gogh … Japanise Inspirations. Zurich, Steidl Publ., 2014. 376 p.

Hargrove J. Against the Grain: The Sculpture of Paul Gauguin in the Context of His Contemporaries. Current Issues in 19th-Century Art: Van Gogh Studies 1. Zwolle, Waanders Publ., 2007, pp. 73–111.

Hokenson J. Japan, France, and East-West Aesthetics. Madison, Teaneck, Fairleigh Dickinson University Press Publ., 2004. 520 p.

Kochik O. Ia. Mir Gogena (The World of Gauguin). Moscow, Iskusstvo Publ., 1991. 312 p. (in Russian)

Lostalot A. Les Artistes contemporains: M. Felix Bracquemond. Gazette des Beaux-Arts, 1884, vol. 26, issue 29, pp. 420–426. (in French)

Madeline L. Ultra-Sauvage: Gauguin sculpteur. Paris, Adam Biro Publ., 2002. 224 p. (in French)

Madsen S. Sources of Art Nouveau. New York, Da Capo Press Publ., 1976. 488 p.

Mannheim Ch. Catalogue des faiences anciennes des diverses fabriques, porcelaines de la Chine et du Japon... composant la collection de M. G. Arosa (ed. 1878). Paris, Hachette Livre-BNF Publ., 2014. 42 p. (in French)

Medley M. The Chinese Potter: A Practical History of Chinese Ceramics. London, Phaidon Press Publ., 1999. 288 p.

Merlhes P. (ed.) Correspondance de Paul Gauguin: Documents. Témoignages. Paris, Fondation Singer-Polignac Publ., 1984. 561 p. (in French)

Monkhouse C. Elton Ware. Magazine of Art, 1882, VI, pp. 228–233.

Monkhouse C. Some Original Ceramists. Magazine of Art, 1882, V, pp. 443–450.

Nikolaeva N. S. Iaponiia-Evropa. Dialog v iskusstve, seredina 16 – nachalo 20 v. (Japan-Europe. Dialogue in Art, from the Middle of the 16th Century till the Beginning of the 20th Century). Moscow, Izobrazitelnoie iskusstvo Publ., 1996. 400 p. (in Russian)

Nikolaeva N. S. Iaponiia-Evropa. Dialog v iskusstve, seredina 16 – nachalo 20 v. (Japan-Europe. Dialogue in Art, from the Middle of the 16th Century Till the Beginning of the 20th Century): Full Doctor Thesis. Moscow, 1998. 50 p. (in Russian)

Perruchot H. La Vie de Gauguin. Paris, Hachette Publ., 426 p. (in French)

Pissarro C. Lettres a son fils Lusien. Paris, Albin Michel Publ., 1950. 522 p. (in French)

Rewald J. The History of Post-Impressionism: From van Gogh to Gauguin. New York, The Museum of Modern Art Publ., 1956. 612 p.

Shim Chung Y. The Monstrous and the Grotesque: Gauguin’s Ceramic Sculpture. Image [&] Narrative (E-journal), 2008. No. 23. Available at http://www.imageandnarrative.be/inarchive/Timeandphotography/shimchung.html (accessed: 20.03.19).

Siebold P. von. Nippon. Archiv zur Beschreibung von Japan und son Neben und Schutzlandern Jezo mit den sudlichen Kurilen, Sachalin, Korea und Liukiu-Insel. Würzburg, Leipzig, L. Woerl Publ., 1832. 362 p. (in German)

Silverman D. Art Nouveau in fin-de-siecle France: Politics, Psychology and Style. Berkeley, Los Angeles, Oxford, University of California Press Publ., 1989. 415 p.

Sovetskoe iskusstvoznanie ’80 (Soviet Union’s Art Studies). Book 1. Moscow, Sovetskii Khudozhik Publ., 1981. 374 p. (in Russian)

History of the Haviland’s manufacture. The official site of Haviland’s Manufacture, Limoges. Available at: https://www.haviland.fr/en/lhistoire/ (accessed: 20.03.2019).

Description of the vase by Chaplet. The official site of Jason Jaques’s Gallery, N.Y. Available at: http://www.jasonjacques.com/artworks/vase16 (accessed: 20.03.2019).

Опубликован
2019-10-29