СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ КАРЛОСА II: ОБРАЗНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается малоизученный круг портретных памятников испанского короля Карлоса II: конные и отдельно стоящие в полный рост скульптуры, созданные преимущественно в XVII столетии на территориях Неаполитанского и Сицилийского королевств. Ввиду частичной сохранности и удаленности эти произведения редко становились объектом изучения испанских исследователей. В то время как их комплексный анализ позволит дополнить картину развития репрезентации образа не только конкретно Карлоса II, но и испанской монархии в целом. Данная статья является попыткой совместить историко-культурный и искусствоведческие методы, в частности сравнительный, для выявления характерных стилевых и образных особенностей анализируемых скульптурных памятников. Имея перед собой живописные и печатные образцы портретных изображений как Карлоса II, так и других испанских правителей, скульпторы в каждом отдельном случае избирали для себя разные пути решения художественного образа. Кто-то старался сохранить сходство с общепринятой на тот момент манерой репрезентации портретного изображения монарха, однако в большинстве случаев речь идет об отдельных узнаваемых деталях иконографии испанского правителя при общей идеализации портретного образа. В основном источником для создания скульптурного портрета являлись гравюры с произведений придворных живописцев Мартинеса дель Масо, Эрреры Барнуэво и Карреньо де Миранды, из которых заимствовались манера передачи портретных черт, детали костюма, трактовка позы и элементы иконографии. Итак, за пределами испанских Пиренеев иностранными скульпторами формировался не образ Карлоса II как конкретной исторической личности, а создавался образ испанского правителя как такового, что усиливалось за счет яркого итальянского барочного стиля данных произведений.
Литература
Bodart D. H. Statues royales et géographie du pouvoir sous les règnes de Charles II et de Louis XIV. ¿Louis XIV espagnol? Madrid et Versailles, images et modèles. [Paris], Éditions de la Maison des sciences de l'homme Publ., 2009, pp. 95–116. (in French)
Díaz Fernández A. J. Notas para la biografía del escultor Juan Pascual de Mena. Boletín del Seminario de Estudios de Arte y Arqueología, 1986, no. 52, pp. 501–508. (in Spanish)
Los siglos del Barroco. Madrid, Ediciones AKAL Publ., 1997. 384 p. (in Spanish)
Pascual Chenel Á. Algunas precisiones en torno al retrato ecuestre de Carlos II de Giovanni Battista Foggini. Relaciones e influencias. Boletín del Museo del Prado, 2009, vol. 27, no. 45, pp. 72–84. (in Spanish)
Pascual Chenel Á. Algunas consideraciones acerca de los bronces ecuestres italianos de Carlos II: vicisitudes, relaciones, usos y funciones. Archivo español de arte, 2012, vol. 85, no. 338, pp. 165–180. (in Spanish)
Pascual Chenel Á. El arte al servicio del poder y la diplomacia: Los retratos escultóricos de Carlos II en Italia. Rumbos del hispanismo en el umbral del Cincuentenario de la AIH. Roma, Bagatto Libri Publ., 2012, pp. 140–153. (in Spanish)
Pascual Chenel Á. Carlos II en imágenes: los retratos escultóricos del último Habsburgo español Carlos II y el arte de su tiempo. Madrid, Fundación Universitaria Española Publ., 2013, pp. 157–218. (in Spanish)
Storrs Ch. La resistencia de la monarquía hispánica. 1665–1700. Madrid, ACTAS Publ., 2013. 432 p. (in Spanish)
Weber M. Das Standbild Kaiser Karls VI. im Prunksaal der Nationalbibliothek in Wien ein neuentdecktes Werk des Venezianers Antonio Corradini. Zbornik za umetnostno zgodovino, 2005, no. 41, pp. 98–134. (in German)