СКУЛЬПТУРА В ГРАВЮРЕ: ПРОПАГАНДА, “GNADENBILD” И ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА XVII–XVIII ВВ.

  • Александр Флорентинович Эсоно Российская национальная библиотека
Ключевые слова: барокко; Контрреформация; скульптура XVII–XVIII вв.; гравюра XVII–XVIII вв.; массовое искусство.

Аннотация

В статье рассматривается проблема отображения скульптуры в гравированных источниках эпохи барокко XVII–XVIII вв. Автор выделяет несколько поводов для изображения скульптуры в гравюре — религиозная пропаганда в контексте противостояния католических и протестантских стран в Европе; народное почитание тех или иных образов, которое также может быть вписано в концепцию Контрреформации или «рекатолизации».  Наконец, скульптура в гравюре выступает как неотъемлемая часть убранства храма или городского ансамбля. Кроме того, изображение скульптуры, активно использовавшейся и в религиозной пропаганде, и в виде аллегорических образов, свидетельствует о важном месте, которое она занимала в культуре барокко. Именно поэтому при анализе гравюр, в которых присутствует изображение скульптуры, может быть отчетливо выявлена основная проблема барочной же пластики — правдоподобие. Гравюра, запечатлевая скульптуру, воспроизводит и её реальные проявления в рамках барочного восприятия XVII–XVIII вв. — то есть демонстрирует иллюзорность барочной пластики, выявляет стремление скульптора создать произведение максимально правдоподобное, близкое психологии реального человека. Таким образом, анализируя изображение скульптуры в гравюре, можно прийти к концепциям барочного иллюзионизма и популяризации скульптурных образов, как с помощью этого иллюзорного правдоподобия, так и с помощью самих гравированных изображений.

Биография автора

Александр Флорентинович Эсоно, Российская национальная библиотека

кандидат искусствоведения, заместитель заведующего Отделом эстампов

Литература

Apestegui C. Los ladrones del mar, piratas en el Caribe: corsarios, filibusteros y bucaneros 1493– 1700. Barcelona, Lunwerg Publ., 2000, p. 41. (in Spanish)

Berge P. van den. Theatrum hispaniae exhibens regni urbes, villas ac viridaria magis illustria... Amsterdam, 1700. 74 p. (in Latin)

Kaldenbach C. J. Perspective Views. Print Quarterly, 1985, vol. 2, no. 2, pp. 87–104.

Kapff S. von. Guckkastenbilder aus dem Augsburger Verlag von Georg Balthasar Probst: 1732 – 1801. Perspective Vues, Vues d'Optique, Gesamtkatalog. Weissenhorn, Anton H. Konrad Publ., 2010. 560 p. (in German)

Medina L. G. Iuxta Crucem. Arte e iconografía de la Pasion de Cristo en la Granada Moderna (Siglos XVI–XVIII). Granada, Diput. prov. de Granada Publ., 2015. 432 p. (in Spanish)

Schilling M. Bildpublizistik der fruhen Neuzeit. Aufgaben und Leistungen des illustrierten Flugblatts in Deutschland bis um 1700. Tubingen, Max Niemeyer Verlag Publ., 1990. 503 p. (in German)

Simandlova K. Emauzy Abbey. History and Guide to the Monastery. Praha, Nakladatelstvi Oswald Publ., 2008. 24 p.

Verstegan R. Theatrum crudelitatum haereticorum Nostri Temporis. Antverpiae, Apud Hadrianum Huberti Publ., 1604. 95 p. (in Latin)

Опубликован
2019-10-29