ХИЛЬ И ДИЕГО ДЕ СИЛОЭ. МАСТЕРА СКУЛЬПТУРНОГО РЕТАБЛО

  • Мария Максимовна Прохорцова Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: ретабло; испанская скульптура; полихромная деревянная скульптура; религиозное искусство; евхаристический смысл.

Аннотация

В наследии мастеров Хиля (ок.1440–1501/05) и Диего (1490/95–1563) де Силоэ особое место занимает религиозная скульптура, в том числе ансамбли деревянных и каменных ретабло. В статье проанализированы композиция, иконография, стилистика и семантика алтарных комплексов, созданных обоими мастерами в Бургосе. Отец и сын, работая по заказам королевской семьи, светской и церковной испанской знати, привнесли приёмы нидерландского ars nova и итальянского Ренессанса на испанскую почву, что повлияло на развитие искусства страны. В ретабло, созданных Хилем де Силоэ, в качестве источников иконографии и композиции использованы шпалеры и живописные произведения, книжные миниатюры и предметы прикладного искусства. Включение в ретабло старшего мастера фигур заказчиков, ранее встречавшихся только в живописи, стало новаторским решением, получившим распространение в испанских скульптурных ретабло, вплоть до отделения фигур заказчиков в виде отдельно стоящих статуй в творчестве Фелипе Бигарни и Диего де Силоэ. Младший скульптор работал преимущественно в творческом дуэте с Бартоломе Ордоньесом (в Неаполе) и Фелипе Бигарни (в Бургосе), привнося в ансамбли мягкий итальянизирующий стиль. Кроме того, Диего де Силоэ завершил некоторые работы своего отца в соборе Бургоса. Сотрудничество не только с другими скульпторами, но и с художниками, создававшими полихромию статуй (Диего де ла Крусом и Леоном Пикардо), способствовало формированию целостного художественного образа. Наряду с композиционными нововведениями, мастера развивали традиционный семантический строй испанских ретабло, тесно связанный с евхаристическими и локальными значениями.

Биография автора

Мария Максимовна Прохорцова, Санкт-Петербургский государственный университет

аспирант

Литература

Gómez-Moreno M. Diego de Siloe. Homenaje en el IV centenario de su muerte. Granada, Universidad Publ., 1963. 105 р. (in Spanish)

Gómez-Moreno M. Las águilas del Renacimiento español: Bartolomé Ordóñez, Diego Siloe, Pedro Machuca, Alonso Berruguete. 1517–1558.Madrid, Instituto Diego Velazquez Publ., 1941. 245 p. (in Spanish)

Hernández Redondo J. I. Diego de Siloe, aprendiz destacado en el taller de Felipe Bigarny. LOCVS AMOENVS, 2000–2001, no. 5, pp.101–116. (in Spanish)

Kaptereva T. P. Iskusstvo Ispanii. Srednie veka. Epokha Vozrozhdeniia: Ocherki (Spanish Art. Middle Ages. Renaissance: Essays). Moscow, Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1989. 385 p. (in Russian)

Kroesen J. E. A. Staging the Liturgy: The Medieval Altarpiece in the Iberian Peninsula. Lueven, Paris, Walpole, Peeters Publ., 2009. 467 p.

Martinez Abelenda D. La escultura de la Capilla del Condestable en la Catedral de Burgos. Boletin de la Institución Fernàn Gonzàlez, 1956, no. 134, pp. 59–65. (in Spanish)

Prokhortsova M. M. Izobrazheniia donatorov v ispanskih retablo 14–16 vv. (Donors’ Images in Spanish Retables of 14–16 cc.). Manuskript (Manuscript), 2019, no. 7, pp. 180–185.

Torres Balbàs L. Ars Hispaniae: Arquitectura gótica. Madrid, Plus-ultra Publ., 1952. 402 p. (in Spanish)

Trens M. La Eucaristía en el arte Español. Barcelona, Ayma S. L. Publ., 1952. 333 p. (in Spanish)

Vasallo Toranzo L. Imágenes para la devoción de los poderosos. Diego de Siloe al servicio del obispo Juan Rodríguez de Fonseca y del contador Cristóbal Suárez. De Arte, 2018, no. 17,

pp. 7–23. (in Spanish)

Yarza Luaces J. La Cartuja de Miraflores.Vol. 2.Madrid, Fundación Iberdrola Publ., 2007. 77 p. (in Spanish)

Zalama M. A. Fernando el Católico y lasartes: pinturas y tapices. Revista de estudios Colombinos, 2015, no. 11, pp. 7–28. (in Spanish)

Опубликован
2019-10-29