ПЕЙЗАЖИ КЛОДА ЛОРРЕНА И НИКОЛА ПУССЕНА ВО ДВОРЦЕ БУЭН РЕТИРО

  • Максим Алексеевич Костыря Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: живопись; классицизм; пейзаж; Клод Лоррен; Никола Пуссен; Тициан; Буэн Ретиро.

Аннотация

Статья посвящена малоизвестным страницам творчества великих французских художников эпохи классицизма — Клода Лоррена и Никола Пуссена. В 1636–1638 гг. они исполнили несколько пейзажей (Прадо, Мадрид) с отшельниками, предназначенных для декорации дворца Буэн Ретиро под Мадридом. Их необычная композиция и образный строй  уникальны в творчестве художников. Во многом это объясняется условиями заказа — картины предназначались для особой галереи или уединенных павильонов дворцового парка и, возможно, были связаны с какими-либо религиозными практиками. Однако здесь могло проявиться и воздействие конкретных произведений, выступивших в качестве своеобразных «образцов».  Исследователями высказывалось мнение, что, в случае Клода Лоррена таковыми могли послужить картины итальянского живописца Филиппо Наполетано. Не отрицая такую возможность, мы предлагаем новый источник стилистики и образности картин из Прадо. Авторская гипотеза состоит в том, что при создании, по меньшей мере, двух из них французские мастера могли вдохновляться полотном Тициана «Пейзаж со Св. Иеронимом» (Лувр, Париж). Полотно, первоначально входившее в коллекцию мантуанских герцогов, после разграбления Мантуи в 1630 г. могло попасть в Рим, где с ним могли познакомиться как Лоррен, так и Пуссен. Сравнительный анализ картины Тициана и пейзажей для дворца Буэн Ретиро выявляет несомненную близость данных произведений между собой. Дополнительным подтверждением указанной гипотезы может служить свидетельство близкого друга французских мастеров Иоахима фон Зандрарта о преклонении Лоррена и Пуссена перед шедеврами Тициана.

Биография автора

Максим Алексеевич Костыря, Санкт-Петербургский государственный университет

Кандидат искусствоведения, доцент

Литература

Bernini Dzh-L. Vospominaniia sovremennikov (Memoirs of Contemporaries). Moscow, Iskusstvo Publ., 1965. 392 р. (in Russian)

Blunt A. Poussin Studies V: ‘The Silver Birch Master’. The Burlington Magazine, 1950, vol. 92, no. 564, pp. 69–73.

Blunt A. Poussin Studies VIII — A Series of Anchorite Subjects Commissioned by Philip IV from Poussin, Claude and Others. The Burlington Magazine, 1959, vol. 101, no. 680, pp. 387–390.

Brown J.; Elliott J. H. A Palace for a King. The Buen Retiro and the Court of Philip IV. New Haven and London, Yale University Press Publ., 1980. 296 р.

Brown J.; Elliott J. H. The Marquis of Castel Rodrigo and the Landscape Paintings in the Buen Retiro. The Burlington Magazine, 1987, vol. 129, no. 1007, pp. 104–107.

Chiarini M. The Importance of Filippo Napoletano for Claude’s Early Formation. Claude Lorrain: A Symposium. Studies in the History of Art. Vol. 14. Washington, National Gallery of Art Publ., 1984, pp. 13–28.

Danijel’ S. M. Evropeiskii klassicizm (European Classicism). Saint Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2003. 304 p. (in Russian).

Glikman A . S. Nikola Pussen (Nicolas Poussin). Leningrad, Moscow, Iskusstvo Publ., 1964. 140 p. (in Russian).

Humfrey P. Titian: The Complete Paintings. Ghent, Ludion Publ., 2007. 408 p.

Jewitt J. R. Weaving Together an Identity in Nicolas Poussin’s “Landscape with an anchorite saint”. The Burlington Magazine, 2011, vol. 153, no. 1298, pp. 307–311.

Kitson M. The Relationship between Claude and Poussin in Landscape. Zeitschrift für Kunstgeschichte (Journal of Art History), 1962, vol. 24, no. 2, pp. 142–162.

Klark K. Peizazh v iskusstve (Landscape in Art). Saint Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2004. 304 p. (in Russian).

Kostyria M. A. Nochnoi peizazh v zapadnoevropeiskoi zhivopisi XVII veka (Nocturne in the 17th Century Western-European Painting): PhD Thesis. Saint Petersburg, 2004. 161 p. (in Russian).

Le siècle de Titien: L’âge d’or de la peinture à Venise. Catalogue d’exposition (The Century of Titian: The Golden Age of Painting in Venice. Exhibition Catalogue). Paris, Réunion des Musées nationaux Publ., 1993. 756 p. (in French).

Pedrocco F. Titian: The Complete Paintings. London, Thames & Hudson Publ., 2001. 344 р.

Poussin and Nature: Arcadian Visions. Catalogue of Exhibition. The Metropolitan Museum of Art, New York, February 12 – May 11, 2008. New Haven, Yale University Press Publ.; New York: The Metropolitan Museum of Art Publ., 2008. 414 p.

Röthlisberger M. Claude Lorrain. The Paintings.Vol.1. New Haven: Yale University Press Publ., 1961. 566 p.

Sandrart J., von. Academie der elden Bau -, Bild - und Mahlerey-Künste von 1675 (The Academy of Architecture, Sculpture and Painting). München, G. Hirth Publ., 1925. 446 p. (in German).

Vol’skaia V. N. Pussen (Poussin). Moscow, Pushkin State Museum of Fine Arts Publ., 1946. 189 p. (in Russian).

Whitfield C. Poussin’s Early Landscapes. The Burlington Magazine, 1979, vol. 121, no. 910, pp. 10–19.

Zolotov Iu. K. Pussen (Poussin). Moscow, Iskusstvo Publ., 1988. 376 p. (in Russian)

Опубликован
2018-12-25