СЕРИЯ СНИМКОВ МИЛАНА НАПРАВНИКА «ИНВЕРСАЖ» И РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ОБРАЗОВ В СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФОТОГРАФИИ
Аннотация
В серии снимков «Инверсаж» М. Направник, опираясь на принцип симметрии, свойственный живой и неживой природе, дублирует свои объекты (деревья, корни, камни, скалы), превращая их в подобие таинственных языческих божеств или демонов. Фотограф применяет традиционный для сюрреалистической фотографии принцип «двойного образа» и одухотворения неживого при интерпретации природных форм. При этом предложенный фотографом метод «инверсии» обогащает визуальный язык сюрреалистической фотографии. Зеркальность, мотив взгляда Другого и мрачная мистическая атмосфера порождают ощущение жуткого, имманентного сюрреалистической конвульсивной красоте. В серии «Инверсаж» фотограф стремится разрушить конвенциональные, рационалистические представления о реальности, демонстрируя как привычный мир трансформируется в магическую реальность или в сюрреальность. Стихотворения Направника, сопровождающие фотографии в книге «Ночное дыхание, ночь призраков — дух ночи, ночь дыхания» (1995), отличаются непредсказуемой поэтической образностью, мистицизмом, присутствием черного юмора, а также элементами эротизма и абсурда, что сообщает снимкам дополнительные смысловые коннотации. «Инверсаж» М. Направника представляет собой концентрированный синтез традиционных для сюрреализма концепций и приемов и одновременно предлагает новые выразительные средства. Серия снимков «Инверсаж» может рассматриваться как органичная часть творческих поисков постмодернистской фотографии с характерным для нее стремлением к реформированию художественного языка фотоискусства.
Литература
Breton A. L’amour fou. Paris, Gallimard Publ., 1996. 176 p. (in French)
Dufek A. Surrealisticheskaia fotografia (Surrealist Photography). Cheshkoe iskusstvo i literatura. 20 vek (Czech Art and Literature. The 20th Century). Saint Petersburg, Aleteiia Publ., 2003, pp. 221–231. (in Russian)
Shik I. A. “Starinnaia paranoidnaia stena” Leonardo da Vinci v surrealisticheskoi fotographii. (Leonardo da Vinci’s “Old Paranoid Wall” in Surrealist Photography). Aktual'nye problemy teorii i istorii iskusstva (Actual Problems of Theory and History of Art). Vol. 6. Saint Petersburg, NP-Print Publ., 2016, pp. 582–591. DOI: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-8-66 (in Russian)
Dufek A. Vilém Reichmann. České Budějovice, FOTO MIDA Publ., 1994. [300] p. (in Czech and English)
Fijalkovsky K.; Richardson M.; Walker, I. Surrealism and Photography in Chehoslovakia. Farnham, Ashgate Publishing Ltd., 2013. 198 p.
Foster H. Compulsive Beauty. Cambridge, The MIT Press Publ., 1993. 313 p.
Jaguer E. Les mystères de la chambre noire: le surréalisme et la photographie. Paris, Flammarion Publ., 1982. 223 p. (in French)
Laughlin C. J. The Personal Eye. Millerton (New York), “Aperture” Publ., 1973. 132 р.
Nápravník M.; Klünner L. Dech noci, noc duchů — duch noci, noc dechů: fotografické básně. Praha: Artfoto, 1995. 100 p. (in Czech, English and German)
Walker I. Between photograph and poem: a study of Štyrsky and Heisler’s On the Needles of These Days. The Papers of Surrealism, 2005, Issue 3. The Center of Surrealism and Its Legacies. Available at: http://www.surrealismcentre.ac.uk/papersofsurrealism/journal3/index.htm (accessed: 10. 10. 2015).
Walker I. So Exotic, So Homemade: Surrealism, Englishness and Documentary Photography. Manchester and New York, Manchester University Press Publ., 2007. 205 p.